Эксперты одного из крупнейших в России технопарков Morion Digital провели исследование российского рынка электромобилей и инфраструктуры для их обслуживания. В пятерку самых прогрессивных регионов вошли Москва, Иркутская область, Приморский, Краснодарский и Пермский края. По мнению экспертов, ежегодный прирост объема этого сегмента рынка превышает 40%, что открывает широкие возможности для разработки и интеграции новых цифровых сервисов, создания сетей электрозаправочных станций и других возможностей.

Специалисты технопарка Morion Digital исследовали данные ГИБДД России, а также региональных администраций, собрав единую интерактивную карту по количеству электромобилей в России и их распределению по стране. Эта работа была проведена к запуску «PERM EV FORUM: Форум электротранспорта и зарядной инфраструктуры 2023», в рамках которого производители, электромобилисты и представители органов власти обсудят, как и зачем увеличивать число электромобилей, какая им нужна инфраструктура и с какими тенденциями сейчас работают производители электрокаров.

Директор технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров отметил, что Пермский край вышел на пятое место по количеству зарегистрированных электромобилей в стране: по итогам 2022 года здесь было зарегистрировано свыше 1,6 тысяч электромобилей. По его словам, российский рынок электромобилей находится только в самом начале пути, но уже очевиден огромный потенциал для развития нового вида предпринимательства, в том числе в сфере создания новых сервисов для электрокаров, разработки и установки ЭЗС, а также использования электротранспорта для бизнес-целей.

«С учетом экономии на топливе и техническом обслуживании электромашина становится более привлекательной для использования как в личных, так и в коммерческих целях, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Уже третий год в Morion Digital базируется региональное сообщество „ЭлектроПрикамье“. Совместными усилиями мы налаживаем коммуникацию с органами власти и инфраструктурными компаниями для популяризации электротранспорта. В итоге за последние годы в регионе появилось 40 зарядных станций, а с 2022 года владельцы электрокаров могут не платить транспортный налог», — рассказал Оскар Ягафаров.

Ранее основатель сообщества «ЭлектроПрикамье» Александр Шаврин сообщал, что число людей, интересующихся электротранспортом, ежегодно увеличивается, но для прорывного развития направления не хватает информационной поддержки, так как большинство граждан по-прежнему не знают, где можно заряжать такой автомобиль, как оплачивать обслуживание и какие приложения для работы с ним устанавливать. «Для этого мы и создали в Пермском крае тематическое сообщество, которое помогает разобраться со всеми вопросами эксплуатации электромобилей», — сказал Александр Шаврин.

По информации специалистов Центра информационного развития Пермского края, сегодня на принятие решения о приобретении такого автомобиля влияют четыре заблуждения: многие убеждены, что из-за низких температур происходит резкое снижение работоспособности электротранспорта, он отличается небольшим запасом хода, что на его заправку нужно потратить слишком много времени, а сама зарядка стоит чрезмерно дорого. Однако, по мнению экспертов, опыт эксплуатации электромобилей показывает, что низкие температуры на работе оборудования не сказываются, заряжается машина около 40 минут, а средняя стоимость 1 киловатта электроэнергии от источника с постоянным током на коммерческой зарядной станции в Москве составляет в среднем 15 рублей, а, следовательно, стоимость 1 пройденного километра в таком случае составит 1,83 руб. При использовании специальной станции полная зарядка, к примеру, Evolute i-PRO обходится в 795 рублей.

Директор Департамента транспорта Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров подтвердил, что можно констатировать тренд увеличения продаж электромобилей в России, и даже с учетом того, что абсолютные цифры не так высоки — суммарно зарегистрировано 24,5 тысячи автомобилей, но в процентном отношении ежегодный рост составил в 2022 году 43%, что значительно выше, чем продажи машин с двигателями внутреннего сгорания (-59% в 2022 году).

«Фактически все автопроизводители в России анонсировали запуск производства электромобилей, а прогнозы производства превышают даже изначально оптимистичные планы стратегии развития автопрома. Важно еще отметить и инициативы государства по развитию зарядной инфраструктуры — до 2024 года планируется установить 2 748 „быстрых“ зарядных станций, поддержка отраслей в виде субсидии на 2022-2025 годы составит 8,5 млрд. рублей. Есть и крупные операторы, и городские программы как „Энергия Москвы“. Переход на электротранспорт — это не только защита окружающей среды, но и возможность формирования технологического суверенитета. Кроме того, сейчас электромобиль технологически в производстве более доступен, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Также электромобили значительно более рентабельны в секторе каршеринга, такси и городских грузоперевозок, именно поэтому машины Липецкого производителя EVOLUTE популярны в каршеринге и у таксопарков, а обладатель СПИК 2.0 от Минпромторга России компания „Электромобили мануфэкчуринг рус“ планирует выпустить в 2023 году 783 LCV-электромобиля на платформе УАЗ Профи для перевозки грузов внутри городских агломераций», — рассказал Кирилл Жанайдаров.

Член Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, основатель фонда «Цифровая долина Прикамья» Антон Немкин подчеркнул, что в целом развитие рынка электромобилей позволит добиться значительного сокращения издержек на автомобильные расходы, а также улучшить экологическую обстановку в крупных городах России.

«Улучшение экологической обстановки в мегалополисах, где количество машин и напряженность трафика постоянно возрастают, давно назрело, — еще в 2021 году аудиторско-консалтинговое агентство Finexpertiza установило около 170 случаев экстремально высокого загрязнения воздуха в разных регионах нашей страны. С 2005 года эти показатели постоянно росли: города активно развиваются, деловая жизнь становится все более и более напряженной, рост производства требует адекватного логистического сопровождения. Переход к использованию электрокаров в быту и в промышленности позволит оперативно снизить количество выбросов СО2. Ведь уже доказано, что такие автомобили выбрасывают на 50% парниковых газов, чем их аналоги, работающие на бензине, газе или дизеле, и примерно на 30% безопаснее обычных транспортных средств. Некоторые компании уже занимаются расширением сетей ЭЗС, так как видят в этом новые возможности для своего бизнеса: к примеру, „Россети Урал“-„Пермэнерго“ с 2018 года строят зарядные станции в крае, мощные сети уже созданы в Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и Республике Татарстан, и эти сети электрозаправок будут только расширяться», — подчеркнул Антон Немкин.

Однако депутат напомнил, что несмотря на все очевидные преимущества электромобилей в расчетах будущего потребления и экологической нагрузки необходимо учитывать не только те очевидные экологические издержки, которые несет использование любого автомобиля, но и многие другие факторы. Среди них парламентарий видит углеродный след от производства автомобилей и строительства инфраструктуры для их эксплуатации, тенденции по росту числа автомобилей на каждое домохозяйство, резкий рост энергопотребления в перспективе ближайших двадцати-тридцати лет, а также возможности развития общественного транспорта и его доступности для большего числа граждан. «Развитие тех или иных промышленных направлений, планирование городского пространства и урбанизация новых территорий, добыча углеводородных ресурсов и возможное обращение к возобновляемым источникам энергии могут оказать существенное влияние на изменение сложившейся сегодня экологической картины, анализировать возможные перемены и готовиться к ним, в том числе на уровне законодательства, нужно уже сегодня, не рассчитывая на то, что какое-то одно из промышленных направлений, например, переход к электромобилям от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, позволит решить существующие и будущие экологические проблемы само по себе», — заявил Антон Немкин.

Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

Версия для печати (без изображений)   Все новости