6 июня 2023 г.

Импортозамещение довольно активно идёт в бюджетных организациях, сталкиваясь по большей части лишь с техническими трудностями. В то же время участники российского канала отмечают, что немалая прослойка коммерческих заказчиков продолжает упорно держаться за технику и платформы ушедших из нашей страны вендоров.

Выясняется, что для немалой доли клиентов добывать всеми правдами и неправдами запчасти через параллельный импорт, вывозить ИТ-специалистов на сертификацию в ближнее зарубежье, налаживать для обновления западного ПО VPN-каналы и прилагать иные серьёзные усилия — предпочтительнее, чем оперативно переориентироваться на импортозамещающие платформы. Как в такой ситуации действуют участники канала, какую перспективу видят для реального импортозамещения в коммерческом сегменте ИТ-рынка России?

Цена вопроса

Как указывают опрошенные нами эксперты, наиболее значимым фактором для подавляющего большинства заказчиков остаётся величина расходов на импортозамещение ИТ-инфраструктуры. Но не только: «Для ряда решений отечественных альтернатив не существует; также в ряде случаев отсутствуют бюджетные варианты решений, что вынуждает заказчиков переплачивать за избыточный функционал и производительность», — поясняет Максим Ковалев, руководитель проектов импортозамещения системного интегратора «Акцент».

Дело даже не в том, что заказчики держатся прежних решений, а в том, что сами эти решения держат заказчиков, убеждена Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект»: «Зависимость от зарубежных решений и доступность российского софта разная в разных сегментах. Прикладное ПО для решения повседневных задач заменить нетрудно, а в сфере информационной безопасности наши разработчики и вовсе доминируют на рынке. Сложнее обстоит дело с узкоспециализированными отраслевыми решениями, а также с системным и инфраструктурным софтом».

erid: Kra23wYWq

Максим Ковалев, руководитель проектов импортозамещения, системный интегратор «Акцент»:

По нашему мнению, рынок отечественных решений для ИТ-инфраструктуры находится в стадии формирования, появляются новые производители, формируются решения в нишах, ранее монопольно занятых зарубежными продуктами.

Ключевыми моментами для беспокойства всех заказчиков, исходя из нашего опыта, являются:

  1. Недоверие к новым производителям, а также неготовность большинства производителей поддерживать сервисное обслуживание своих решений на уровне, аналогичном тому, что обеспечивали ушедшие с рынка зарубежные компании.
  2. Отсутствие выбора в ряде продуктов, вынуждающее приобретать заведомо более дорогие решения с избыточной функциональностью для простых задач.
  3. Недостаточность информации о продуктах в открытом доступе, таких как, например, блоги, публичное обсуждение, истории успеха.
  4. Многие заказчики находятся в «плену» утвержденных в рамках долгосрочного планирования бюджетов. Не секрет, что отечественные решения дороже импортных, что вызвано объективными факторами и, в первую очередь, масштабом производства.

Большинство из перечисленных факторов являются «болезнями роста» и будут преодолены со временем.

ГК «Акцент» как интегратор мотивирует заказчика на использование отечественных решений, опираясь на собственный опыт внедрения и эксплуатации, а также активно делится опытом реализованных проектов — от решений для малого бизнеса до центров обработки данных. Совместно с производителями мы проводим публичные мероприятия для ознакомления заказчиков с отечественными решениями, а также организуем возможность напрямую задавать вопросы представителям производителей на таких мероприятиях. Также, являясь сервисной компанией, мы формируем соглашения с производителями и оказываем услуги по сопровождению отечественных решений на базе собственного сервисного центра.

Штат компании в области импортозамещения постоянно увеличивается. Мы привлекаем в компанию настоящих профессионалов, а также выращиваем новых молодых специалистов с «нуля».

Реклама ООО «Акцент», ИНН: 2539090720

Эксперты компании «Абак-2000» напоминают, что объём российского ИТ-рынка несравним с мировым: «Во многом именно из-за этого отечественным вендорам фактически невозможно разрабатывать и производить продукты, сопоставимые по функционалу и качеству с признанными мировыми вендорами. И эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Переходя на менее качественные и функциональные отечественные решения, заказчики проигрывают в скорости, качестве, надёжности своих ИТ-систем. Если бизнес заказчика ориентирован на рынок России, это не столь критично (его конкуренты находятся в аналогичных условиях), а вот если бизнес международный, то приходится выбирать: или уступать по конкурентоспособности в сравнении с иностранными конкурентами, или максимально пытаться держаться (сохранить то, что есть и при развитии ориентироваться на мировых вендоров). Также известно Первое правило системного администратора: „Работает — не трогай“. Разница в совместимости ПО и „железа“ минимальна. Массовых отечественных процессоров нет: по сути, платформа х86 никуда не ушла. А всё остальное — решаемые нюансы. Поэтому бизнес-заказчики достаточно крепко держатся за ушедших вендоров».

«В большинстве своём никто из заказчиков не будет „бездумно выкорчёвывать“ иностранные компоненты из своего ИТ-ландшафта, если те продолжают работать, — свидетельствует Константин Савченко, директор управления сервисов и аппаратных систем компании Axoft. — В ряде случаев переход на отечественные продукты, безусловно, происходит: локомотивом в этом случае выступают отечественные решения по безопасности, в массе своей зрелые и конкурентоспособные. Сложнее выглядит ситуация в инфраструктурном и аппаратном сегментах. Хотя и здесь есть производители, которые динамично дорабатывают функционал своих решений, выводя их на конкурентный по отношению к западным аналогам уровень. Бизнес-заказчики внимательно наблюдают за технологиями отечественных производителей, и в ряде случаев либо пилотируют, либо закупают для тестирования российские ПО и „железо“».

«На российском рынке много лет культивировалась зависимость от решений западных партнёров, — констатирует Андрей Кельманзон, управляющий партнёр направления „Аутсорсинг и сервисы“ компании IBS, — но те оказались ненадёжными поставщиками, способными в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств и тем самым подвести своих заказчиков, что противоречит любым понятиям бизнес-этики, логики и честного предпринимательства. Да, рынок уже взял курс на импортозамещение и создание собственных, локальных продуктов. Но здесь важно оставаться реалистами и сосредоточиться на решении конкретной задачи по созданию систем управления производством и предприятиями, а не копировать функциональность зарубежных систем. Компетенций на российском рынке достаточно для того, чтобы обеспечить коридор безопасности в 3-5 лет, когда мы можем эксплуатировать зарубежные решения без участия правообладателей и доступа к их техническим компетенциям, обеспечивая непрерывность работоспособности информационных систем заказчиков. За это время компаниям необходимо сориентироваться и подобрать решения, которые будут действительно локальными и независимыми. Это один из важнейших вопросов работоспособности наших предприятий».

erid: Kra23yuiu

Елена Литвинова, руководитель отдела по общей работе с партнерами компании «Киберпротект»:

В работе с коммерческим сегментом можно выделить несколько особенностей. Во-первых, действительно, спрос на российские решения и интерес к ним со стороны коммерческого сектора кратно вырос. Мы видим это не только в структуре продаж, но и в росте скачиваний пробных версий наших продуктов. Другой важный нюанс — для заказчиков становятся все более решающим фактором вопрос совместимости с другими решениями, и не только отечественными.

Ситуация, которая сейчас сложилась, уход многих зарубежных вендоров, привела к тому, что ИТ-инфраструктура любой организации находится в процессе изменений. Полный переход на российский софт не всегда возможен или растянут во времени, требует оценки рисков и зрелых универсальных решений уровня энтерпрайз.

Поэтому со своей стороны мы как разработчики в каждом новом релизе поддерживаем и развиваем совместимость как с зарубежными продуктами, которые не потеряют свою актуальность моментально, так и ведем непрерывную работу по налаживанию технологических партнерств с российскими компаниями. Например, по нашему флагманскому продукту — системе резервного копирования «Кибер Бэкап» достигнута технологическая совместимость практически со всеми ведущими российскими разработками системного софта: операционными системами, такими как Альт, РЕД ОС, Astra Linux, ROSA, системами виртуализации, базами данных. Именно вокруг них сейчас выстраивается открытая отечественная экосистема ИТ-решений.

Такую экосистему мы строим и вокруг собственных продуктов. Например, совместное использование нашей гиперконвергентной системы «Кибер Инфраструктура», системы резервного копирования «Кибер Бэкап» и решения для синхронизации файлов внутри организации «Кибер Файлы» может служить ядром для дальнейшего развития отказоустойчивой инфраструктуры, построенной на российских решениях.

Реклама ООО «Киберпротект», ИНН: 9715274292

Можно сказать, что у большинства заказчиков уже наступила так называемая «стадия принятия» и осознания того, что возвращения ушедших вендоров не стоит ждать, — на это указывает Борис Молчанов, технический директор АМТ-ГРУП: «Всё больше наших постоянных заказчиков обращаются к нам, чтобы ознакомиться и протестировать различные решения отечественных производителей. При этом один из основных возникающих вопросов — возможность поэтапной интеграции решений российских производителей в существующую ИТ-инфраструктуру».

Анна Чернякова, вице-президент OCS Distribution, указывает на то обстоятельство, что существующая ИТ-инфраструктура разных заказчиков вендорозависима в различной степени— и что, кроме того, у всех по состоянию на начало прошлого года были разные планы по её развитию и модернизации: «Когда сотрудничество с западными вендорами прекратилось, готовности к такому повороту событий на рынке не было, а развернуть паровоз на 180°, очевидно, не получится единомоментно. Тем более , что скорость и загрузка этого паровоза у всех была разная. Поэтому вопрос перехода на технику от российских вендоров или дополнения инфраструктуры новыми производителями — существенно неоднородный. И да, какие-то приложения не так просто перенести на новое „железо“. Например, вопрос миграции с Z-OS влечёт за собой существенные вложения и в прикладное ПО, да и вообще чуть не во всё».

Обходные пути

Обеспечение работы ИТ-инфраструктуры, потерявшей прямую поддержку западных вендоров, на первый взгляд представляется чрезмерно затратным. Однако расходы на полную замену инфраструктуры, уверен Максим Ковалев, всё равно окажутся значительнее: «Независимо от объёма обременения, решение по комплексной замене инфраструктуры выйдет значительно дороже — и будет растянуто во времени».

«Дорого, хлопотно, нестабильно, — суммирует проблематику поддержания ИТ-инфраструктуры на платформах ушедших вендоров Анна Чернякова. — Временные решения и „заплатки“ не могут быть постоянными. Хотя со многими проблемами инженеры, работающие у заказчиков и в сервисных компаниях, успешно справляются».

erid: Kra23h7im

Сергей Назаров, заместитель директора по сервису системного интегратора CTI:

«С безвендорной техподдержкой от интегратора бизнес получает столь необходимое время для качественной проработки планов миграции без риска потери функциональности инфраструктуры»

CTI — ведущий системный интегратор с глубокой отраслевой и бизнес-экспертизой и 20-летним опытом. За прошедший год компания диверсифицировала продуктовый портфель и нарастила компетенции, в том числе в отечественных решениях. Мы готовы помогать заказчикам составлять планы и осуществлять миграцию. С учетом произошедших с рынком изменений это одна из наиболее актуальных задач, которые приходится решать.

При этом очень важно обращать внимание на возможность полноценного сервисного сопровождения. Как правило, после внедрения новых продуктов не только на этапе опытной эксплуатации, но и в течение первого года наблюдается значительное количество необходимых доработок, влияющих на стабильность работы. Миграция всей экосистемы — длительный и в определенной степени болезненный процесс. И если решения прошлой экосистемы не имеют качественной сервисной технической поддержки, то интеграция их с новой платформой может усугубить ситуацию. Мы очень хорошо это видим на примере проектов, где внедряем новые продукты и продолжаем поддерживать одновременно эксплуатирующиеся текущие. В этом случае сервисная служба часто фиксирует повышенную нагрузку в отношении обоих решений.

Непрерывность работы инфраструктуры является на сегодня определяющим условием многих сервисов, и бизнес старается обеспечить её как собственными усилиями, так и с привлечением интегратора. CTI обладает достаточным количеством ресурсов и компетенций, позволяющих самостоятельно решать большинство сервисных запросов.

Сервисный центр компании нарастил собственные фонды запчастей, сформировал и актуализировал репозиторий версий ПО. На протяжении многих лет компания работала как с иностранными, так и российскими вендорами. Накопленный экспертный опыт позволяет осуществлять проекты максимально бесшовного перехода на альтернативные решения с учетом глубокого понимания специфики их функционирования.

Обратитесь за услугой безвендорной техподдержки от интегратора CTI, и ваш бизнес получит столь необходимое время для качественной проработки планов миграции без риска потери функциональности инфраструктуры.

Реклама ООО «Си Ти Ай», ИНН: 7736224098

По свидетельству Константина Савченко, стоимость поддержки, сопровождения, замены оборудования ушедших вендоров явно выросла: «Зачастую увеличились и сроки, хотя волатильность снизилась. Общая картина выглядит лучше, чем в 2022 году. Опять же, в разных сегментах ситуация отличается. Топовые СХД, уникальные программно-аппаратные комплексы, безусловно, стало дороже содержать. Что же до более стандартных архитектур, то на рынке появилось достаточно много компаний, готовых оказывать подобный сервис. В части софта многие решения остались без поддержки, но в ряде случаев этот риск для заказчика понятен и приемлем».

Тем не менее, даже если технически удастся наладить работу ПО, официальная поддержка которого для России прекращена, для киберпреступников софт, вовремя не получающий нужных обновлений, особенно привлекателен, как о том напоминает Елена Бочерова: «Если говорить о технической поддержке, то зачастую её продолжают оказывать интеграторы, но продлить лицензию или получить новые версии продуктов становится проблематично. В любом случае заказчики, которые продолжают пользоваться зарубежным софтом уже нелегально, находятся в состоянии неопределённости и напряжения».

Борис Молчанов оценивает рост затрат на обслуживание оборудования производителей, прекративших работу в РФ, примерно в 30%: «При этом и мы, и наши заказчики понимаем, что с каждым годом затраты на обслуживание данного парка оборудования будут продолжать расти, а функциональность выравниваться по сравнению с решениями российских производителей».

Полное импортозамещение ИТ-инфраструктуры заказчика, по мнению экспертов компании «Абак-2000», даже не столько дорого, сколько трудозатратно и времяёмко. В то же время компаний, занятых параллельным импортом компонентов — сотни, да и «железного занавеса» на границах нет: «Увеличились сроки — да; цена — тоже, но незначительно. Заказчик сам не ищет запчасти, это бремя принимают на себя интеграторы и поставщики: рынок работает на заказчика — кто смог привезти, тот и получает прибыль. Стоимость поддержки возросла некритично, т. е. либо она в принципе невозможна, либо уже найдены пути, как можно её обеспечить. Стало сложнее — да; сильно дороже — нет».

Андрей Кельманзон отмечает, что поддержка кастомизированных решений всегда значительно дороже, чем обеспечение работоспособности базового функционала: «Но я не могу сказать, что такая ситуация является чем-то новым на рынке. Перед бизнесом всегда стоял вопрос баланса: или взять типовое решение, или дорабатывать его до пожеланий конкретных пользователей и функциональных заказчиков. В текущих условиях у меня есть общий совет для представителей бизнеса: сосредоточьтесь на том, что даёт вам added value, и передайте на аутсорсинг всё, что не является профильным для вашей компании. Я не знаю бизнеса, который создан для того, чтобы поддерживать и развивать, например, систему SAP, кроме бизнеса ИТ-сервисных компаний. Логично этим с точки зрения бизнеса не заниматься, потому что это не ваш — как заказчика ИТ-решений — бизнес; не ваша уникальная компетенция. В текущих условиях каждой компании следует сосредоточится прежде всего на том, для чего она создавалась, что является её профилем».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News