10 июля 2023 г.

Антон Банчуков

До 2022 года российские компании не испытывали особых затруднений при выборе решения для виртуализации. По сути, вопрос выбора даже не стоял: на рынке присутствовало надежное, проверенное коробочное решение, практически не имевшее сопоставимых альтернатив. Однако все изменилось, вендор ушел из страны, и российскому бизнесу приходится волей-неволей искать выход и замену. О том, как идет этот процесс и как найти эффективный выход из ситуации, рассказывает Антон Банчуков, внештатный консультант «Мобиус Технологии».

Был один, стало много

Самыми популярными решениями в области виртуализации всегда оставались продукты от компании VMware. Они появились почти 30 лет назад и с тех пор успели надежно закрепиться на мировом — а до недавних пор и на российском рынке. До весны 2022 года этими продуктами пользовалось до 90% российского бизнеса. Требовалось только найти средства, поскольку цена этих продуктов довольно высока, а все остальное брал на себя поставщик.

Сейчас, когда Россия в силу санкционных механизмов оказалась отрезанной от этой разветвленной экосистемы, отечественные компании присматриваются к доступным альтернативам. Нельзя сказать, что их мало: катализатором для их развития послужила волна санкций, когда начали появляться российские продукты для виртуализации. Не отстают и вендоры из Азии — в первую очередь Индии и Китая. Словом, если пару лет назад альтернативных предложений были единицы, то сейчас счет идет на десятки.

Другое дело, что ни одно из этих решений не обладает такой же функциональностью, как продукты ушедшего вендора. Прежде всего стоит учитывать, что практически все представленные на рынке предложения построены на базе разработок с открытым исходным кодом. Часто даже у тех поставщиков, которые с гордостью заявляют о собственном ноу-хау, на поверку дорабатывают open source решение как форк.

Примерно такова ситуация и с предложениями от восточных поставщиков. В их числе есть компании, которые успешно реализовали проект во внутреннем контуре или для одного из заказчика, а теперь пытаются его продавать как самостоятельный продукт. Проблема подобных решений в том, что они заточены под конкретные задачи и конкретного заказчика, то есть их обычно довольно трудно адаптировать к другой инфраструктуре. Кроме того, восточные разработки тоже базируются на open source. В этом смысле они, по сути, не отличаются от российских, только добавляются сложности в коммуникации в силу языковых и культурных барьеров.

Выпустить кота из мешка

Что делать компаниям в ситуации, когда вместо одного проверенного решения они получили несколько десятков «котов в мешке»? Одни начинают последовательно пробовать разные решения — кто-то занимался этим еще в пандемию и сейчас уже накопил определенный опыт. И, тем не менее, пока случаев полноценного перехода с западных продуктов на российские — единицы. Слишком уж несопоставима функциональность и слишком уж сырыми оказываются при тестировании многие предложения.

Другие сразу отметают путь поиска и ищут возможность легально остаться на западном софте даже в условиях санкций. Некоторые лицензии были бессрочными и, как следствие, действуют до сих пор. А недавно Минцифры начало разрабатывать легальный вариант применения подобного ПО. К тому же привычное проверенное решение предлагают многие облачные провайдеры. В результате, согласно опросу крупного российского интегратора, 40% игроков даже не задумываются о смене вендора — или согласны использовать отечественные продукты максимум для некритичных сервисов. Однако 60% процентов все же намерены со временем перейти на отечественное ПО — в силу внутренних или внешних причин, поскольку, в частности, компании госсектора по этому пути подталкивают и регуляторные ограничения.

И здесь возникает серьезная проблема: на рынке не хватает компетенции. У российских вендоров нет достаточного числа опытных специалистов, чтобы ответить на ожидания заказчиков. Сказываются и сроки: раньше проект по развертыванию виртуализации требовал от полугода до года — и это в условиях, когда присутствовали готовые проверенные архитектуры и обширная документация. В нынешних же условиях требуется еще и проверять, как на самом деле работает заявленная функциональность. Соответственно, срок реализации проекта увеличивается в разы, а запустить его силами заказчика при отсутствии опытной команды маловероятно.

Время новых возможностей

На помощь во всех этих случаях приходит технологический консалтинг: он предлагает необходимую экспертизу и многолетний опыт работы в западных вендорах. Играет на руку бизнесу и то, что стоимость такой поддержки снизилась из-за высокой конкуренции между российскими игроками.

Специалисты в сфере технологического консалтинга предлагают заказчикам прежде всего взглянуть на спектр доступных решений. Есть два основных пути. В первом случае компании, обладающие своими ИТ-коллективами, могут создавать собственные продукты на базе open source. Это возможно, но весьма затратно. Прежде чем выбрать этот путь, нужно четко понять цели и взвесить все риски.

С другой стороны, есть коробочные решения, построенные на базе успешных продуктов open source. Для заказчиков с не слишком большими требованиями их может оказаться более чем достаточно. Основные сложности сопряжены непосредственно с процессом миграции, поскольку меняется гипервизор и платформа виртуализации. Есть российские решения, позволяющие автоматизировать этот процесс, но все равно требуется ручная работа: каждую информационную систему нужно отсматривать, проверять, вносить необходимые правки. Чтобы успешно преодолеть этот серьезный этап, имеет смысл обратиться к компаниям, у которых есть не только понимание функциональности, но и опыт успешных миграций.

Стоит отметить, что есть и третий путь, проходящий посередине — его ищут компании, которые раньше активно использовали виртуальные или облачные инфраструктуры: виртуализацию, автоматизацию, интеграцию с внутренними бизнес-процессами. Для таких компаний универсального ответа нет, поскольку среди альтернатив нет достаточно гибких решений.

Но не стоит забывать, что нынешний непростой период — еще и время поиска новых возможностей. Задача технологического консалтинга — помочь компаниям их увидеть. Некоторые представители бизнеса уже готовы отходить от коробочных решений в сторону OpenStack и построения IaaS. Они не хотят нанимать большую команду, тем более, что сейчас сложно найти специалистов, а предпочитают взять за основу какой-нибудь дистрибутив с поддержкой, которая обеспечит быстрый старт, а дальше заказывать кастомизацию, проектирование новых сервисов для повышения эффективности бизнеса. Раньше это было нецелесообразно, а сейчас можно попробовать. Таким компаниям технологический консалтинг тоже будет существенным подспорьем — как при выборе решения, так и в процессе его дальнейшего развития.

Источник: Пресс-служба компании Антон Банчуков, внештатный консультант «Мобиус Технологии»