6 сентября 2023 г.

Большая часть россиян поддерживает «поворот России на Восток». Развития партнерства ждут преимущественно в сфере торговли, туризма и научного сотрудничества.

  • 61% россиян считают, что культуры России и Востока в чем-то схожи, в чем-то различаются, 23% полагают, что они различаются кардинально.
  • Большая часть наших соотечественников поддерживает приоритетное развитие отношений России со странами Востока, а не Запада — 67%.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с газетой «Коммерсантъ» представляет результаты опроса россиян об отношениях России со странами Востока.

Восток Ближний и Дальний

Вслед за переменой геополитической ситуации в мире за последние годы претерпели изменения и направления внешней политики России. Ориентация на укрепление связей со странами Востока стала продолжением российской внешнеполитической стратегии многополярности мира. «Поворот на Восток» предполагает комплексное развитие внешнеполитических отношений со странами Дальнего и Ближнего Востока, а также Центральной Азии. Наиболее тесно сейчас развивается сотрудничество России с Китаем, Индией, Южной Кореей, Вьетнамом, Таиландом, Ираном, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами. Согласно опросу ВЦИОМ, чаще всего с этой группой стран у россиян возникают позитивные ассоциации: 30% такое направление сотрудничества считают правильным, оно вызывает радость, положительные эмоции, 14% упоминают дружбу. Другие положительные ассоциации со странами Востока, выделенные россиянами: технологически и экономически развитые страны (4%), взаимовыгодное сотрудничество и развитие России (по 3%). Часть ассоциаций носят нейтральную окраску, например, экономика, импортозамещение, продажа ресурсов (7%), история и культура, «нормальные страны» (по 3%). Другая часть скорее выражает негатив: недоверие, осторожность, хитрость, «могут обмануть» (11%), невыгодно для России (4%), отрицательное отношение (3%). Такие результаты показывают, что у россиян есть ощущение позитивного взаимодействия с восточными партнерами, но из конкретных сфер фигурирует преимущественно экономика, то есть пока партнерство видится достаточно одновекторным.

Культурная идентичность

Россия занимает уникальное положение между Западом и Востоком, что делает ее особой евразийской цивилизацией, — считают 65% россиян, согласно июльскому опросу ВЦИОМ. При этом разность культур России и Востока — вопрос дискуссионный. Две трети россиян считают, что они в чем-то схожи, а в чем-то различаются (61%). Каждый пятый полагает, что наши культуры различаются кардинально (23%), а каждый десятый (11%) находит их схожими во многом.

  • Различия в культурах России и Востока чаще замечают мужчины (28% vs. 18% женщин), россияне 35-44 лет (26%), граждане с неполным высшим и высшим образованием (25%), с плохим материальным положением (31% vs. 16% в группе с хорошим), а также жители наиболее близких к Востоку округов — Сибирского и Дальневосточного (26% и 32% соответственно).
  • Культуры России и Востока в чем-то схожи, в чем-то различаются — эта позиция ближе женщинам (67% vs. 54% среди мужчин) и россиянам 25-34 лет (70%).

Торговля, туризм и наука

Политику «поворота на Восток», которая предполагает, что Россия в приоритетном порядке должна развивать отношения со странами Востока, а не Запада, поддерживают большинство россиян — 67%. Не поддерживают такой внешнеполитический вектор 11%, еще 15% признались, что им это безразлично. Причем чем старше россияне, тем более высокий уровень поддержки они демонстрируют (максимум в старшей когорте — 76%), а чем моложе, тем чаще говорят о безразличии к данной политике (в группе до 25 лет — 34%, 25-34 лет — 22% vs. 9% среди 60+).

Говоря о том, что может или должно способствовать «повороту на Восток», сделать его более успешным для нашей страны, опрошенные (на вопрос отвечали те, кто поддерживает, затрудняется или безразлично относится к политике «поворота на Восток» — 89%) называли самые разные направления. В первую очередь — торгово-экономическое сотрудничество: крупные инвестпрограммы, создание совместных предприятий, двусторонний выход производителей на новые рынки (65%). Треть полагают, что надо делать ставки на туризм (36%) и взаимодействие между научными организациями, академический обмен (32%). Каждый пятый в этой группе отметил развитие военного сотрудничества (21%), почти столько же назвали дипломатическое, политическое взаимодействие и проведение совместных крупных деловых и научных мероприятий, например Восточного экономического форума (ВЭФ) (по 20%). Создание каналов межличностных коммуникаций между простыми жителями разных стран называли реже — 15%. Таким образом, для успешного «поворота на Восток» необходимо разностороннее и гармоничное взаимодействие в различных сферах, но именно экономика видится локомотивом укрепления партнерства.

  • Женщины чаще говорили о взаимодействии между политиками (24%) и сотрудничестве в области науки (35%), а мужчины — о военном партнерстве (25%). Этот вариант также чаще выбирала молодежь до 25 лет (27%).
  • Граждане до 45 лет (27%) чаще отмечали такое направление как проведение различных конференций, мероприятий, симпозиумов, например, Восточного экономического форума (39-41%).

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ