14 ноября 2023 г.

Иван Павлов

«Скоро не будет ни телефонии, ни АТС — одни мессенджеры». Подобную точку зрения сейчас можно услышать довольно часто. Но так ли это на самом деле? Разберёмся вместе с руководителем проектов «Телфин» Иваном Павловым.

«У меня зазвонил телефон»

При всём многообразии сайтов, приложений и сервисов для заказа в один клик люди все еще звонят с этой же целью по телефону. Мобильное приложение есть далеко не у всех организаций. Например, оно вряд ли нужно маленькому несетевому ресторану, который запустил доставку. У агентства недвижимости, турфирмы и многих других видов бизнеса приложения нет и, скорее всего, не будет — в нём просто нет необходимости.

Или возьмём для примера нашу компанию. Мы предоставляем услуги связи для бизнеса. В нашем случае в приложении не закажешь номер телефона или АТС. Для подключения этой услуги нужно пройти несколько проверок.

Приложения и заказы в один клик удобны для простых продуктов, о которых человек многое знает и покупает, в основном, для себя. Одно дело — заказать пиццу, и совсем другое — оборудование на миллион рублей.

Выбор канала общения зависит и от срочности вопроса. Если мне надо «прямо сейчас», я не буду писать на почту или в чат, чтобы мне перезвонили. При телефонном общении можно оперативно решить возникший вопрос. Когда общаешься в чате, диалог превращается в длинную переписку.

Телефония для безупречной репутации

Во многих видах бизнеса основная часть общения с клиентом ведётся по телефону. Мнение рынка об услугах компании, её репутация складываются в том числе от качества телефонной связи. Поэтому телефония приобретает важное значение.

Самый популярный запрос, который мы получаем от новых клиентов — «Партнеры жалуются, что нас плохо слышно: это надо как-то исправить». Например, вам звонят из компании-интегратора, чтобы установить CRM и наладить бизнес-процессы. Менеджер обещает быстро внедрить «Битрикс», подключить телефонию и колл-трекинг. Но во время общения с ним связь постоянно пропадает. И вы думаете: «Он и себе-то нормально сделать не может, как он собирается что-то улучшить мне!».

Чем больше заказов поступает через телефон, тем больше внимания бизнес должен уделять телефонии. Но даже в сферах, где основной поток заказов оформляется в приложении, телефонный звонок не ушёл в прошлое. Многие небольшие сервисы такси (особенно региональные) до сих пор работают через оператора. Это их единственный способ получить заказ. Они не могут перейти в мессенджеры и предоставить клиенту машину через Telegram. Впрочем, и для клиента заказ по телефону часто является идеальным вариантом. Он может вызвать машину, находясь там, где сигнал интернета слабый или вообще отсутствует.

В сферах B2B и B2G общение может быть и в мессенджерах, и в соцсетях, и по почте. Но качество телефонной связи очень важно для имиджа бизнеса и для вашего бренда как такового. Например, вы звоните в крупную компанию или госструктуру по вопросу тендера или поставок, а в трубке у собеседника всё скрипит и шипит — нормальное общение невозможно. Такой подход сразу оставляет негативное впечатление о компании.

Сделать самим или отдать на аутсорс

По сути, телефония — это внутренний колл-центр. Например, небольшая сеть суши-ресторанов предлагает услугу доставки. У неё есть 2-3 оператора, подключена IP-телефония. Им также можно написать через соцсети или мессенджеры. Но один из способов коммуникации с клиентом — голосовая связь.

Чем больше компания — тем больше у неё поток звонков. Чтобы справиться с ними, нужно набирать и обучать новых операторов. Но в этом случае увеличивается фонд оплаты труда. Организационные расходы на создание полноценного колл-центра тоже высокие.

Более разумное и экономное решение — аутстаффинг. Крупные колл-центры предлагают такую услугу, как «персонал в аренду». Несколько его сотрудников проходят обучение и начинают работать только на одного заказчика. Он получает высокое качество связи, обученный персонал, а также экономию времени и средств на создание собственного колл-центра.

Переход в мессенджеры — не выход

Для менеджеров по продажам телефон не менее важен, чем 20-30 лет назад. Конечно, всё более популярным становится общение в мессенджерах. Клиенты могут написать: выяснить, узнать, спросить. Но чтобы уточнить подробности, обсудить какие-то детали договора или решить срочный вопрос — скорее всего, они будут звонить, а не писать.

Менеджеру по продажам тоже проще не писать и не ждать ответа, а позвонить. Если сам клиент говорит, что ему удобнее общаться в мессенджерах, то коммуникация идёт в WhatsApp или Telegram. В остальных случаях менеджеры стараются звонить: так быстрее.

Что важно пользователям

Одна из самых полезных функций любой IP-телефонии, в том числе и нашей, — удобный планировщик звонков с информированием. Он напоминает менеджеру, что пора позвонить клиенту или отправить ему сообщение. Например, напомнить о посещении врача, поздравить с днём рождения, предложить скидку. Мы сами им пользуемся — например, напоминаем клиентам, что скоро у них списание абонентской платы.

Особенно актуален планировщик в бизнесах, «привязанных» к сезону или к дате. Например, если ваш телефон есть в базе цветочного магазина, накануне 8 Марта вам позвонит менеджер или придёт sms с напоминанием.

В одной из наших интеграций есть очень полезная функция. В принципе это тот же самый планировщик. Но в назначенный день и время АТС сама звонит менеджеру и соединяет его с нужным абонентом. На экране всплывает карточка клиента, которому он должен позвонить. Если менеджер занят и сбросил звонок — АТС через какое-то время перезвонит ему ещё раз. Это позволяет с большей долей вероятности связываться с клиентом.

Полезная и недорогая штука — автоперезвон. Она автоматизирует работу с пропущенным звонками. Это особенно актуально для бизнеса, в котором важен прием новых клиентов.

Взгляд в будущее

Телефонные звонки в обозримом будущем вряд ли уйдут в прошлое «под натиском мессенджеров». Возможно, телефонный трафик будет снижаться. Но люди не станут меньше разговаривать друг с другом посредством технических средств.

Продолжат развитие и нейронные сети, способные понимать, анализировать и воспроизводить голос. Это позволит автоматизировать работу операторов там, где это возможно. А при общении живых людей нейронные сети смогут находить плохие диалоги и давать советы по устранению ошибок.

Все это говорит о бурном развитии отрасли в будущем, поэтому не стоит останавливаться на достигнутом, нужно и дальше продолжать совершенствовать телефонию и ее инструменты.

Источник: Иван Павлов, руководитель проектов «Телфин»