24 ноября 2023 г.

Увеличить
Рис. 1. Число вакансий работников высшего уровня квалификации (по состоянию на 31 октября; тыс. чел)
Увеличить
Рис. 2. Удельный вес вакансий в общем числе рабочих мест работников высшего уровня квалификации (по состоянию на 31 октября; %)
Увеличить
Рис. 3. Связь основной работы выпускников 2019-2021 гг. выпуска с высшим образованием в области инженерного дела, технологий и технических наук с полученной специальностью: 2022 (%)
Увеличить
Рис. 4. Заработная плата выпускников 2018 года выпуска по группам направлений подготовки: 2021 (тыс. руб.)

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил уровень спроса российских предприятий на высококвалифицированные инженерные кадры, динамику восполнения их дефицита и восприятия данной профессии в обществе.

Потребность организаций в работниках высшей квалификации в целом в период 2010–2022 гг. варьировала в диапазоне 143–341 тыс. человек, из них 29,9–79,8 тыс. (20,9–23,4% в общем числе вакансий) приходилось на работников инженерных профессий (рис. 1). В последние два года спрос на высококвалифицированных инженеров резко (почти втрое) вырос по сравнению с 2010 г.

Относительная потребность в работниках высшей квалификации (оценивается как удельный вес вакансий в общем числе рабочих мест) по инженерным профессиям составляла вплоть до 2018 г. порядка 2%, но уже в 2020 г. достигла 3,3%, а к концу 2022 г. — 4,7%, превысив относительную потребность по специалистам высшей квалификации в целом (рис. 2).

Наибольшая востребованность отмечалась среди таких профессий, как инженеры по гражданскому строительству (8,6%), геодезисты, картографы и топографы (7%), проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов (6,2%), инженеры-электроники (5%), инженеры-химики и инженеры-электрики (4,8%).

Растущий спрос на инженеров со стороны работодателей в перспективе будет способствовать более успешному трудоустройству выпускников.

В 2022 г. большинство выпускников 2019–2021 гг. выпуска, получивших высшее образование по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологий и технических наук, имели работу по полученной специальности.

Наиболее успешно трудоустроились те, кто завершил обучение в области техники и технологий кораблестроения и водного транспорта (83,1% работали по полученной специальности), электро- и теплоэнергетики (78,6%), информатики и вычислительной техники (78,1%), химических технологий (77,4%), техносферной безопасности и природообустройства (76,9%), прикладной геологии, горного дела, нефтегазового дела и геодезии (75%) (рис. 3).

Средняя заработная плата выпускников 2018 г. в области инженерного дела составляла в 2021 г. 65,8 тыс. рублей среди бакалавров и специалистов и 80 тыс. рублей среди магистров, что относит данную специальность на третью строку в зарплатном рейтинге (рис. 4). При этом выпускники в области математических и компьютерных наук по уровню оплаты труда опережали инженеров в среднем на 55%: их зарплата составляла 102,1 тыс. рублей среди бакалавров и 123,7 тыс. рублей среди магистров.

Дефицит инженерных кадров остается острой, требующей решения, проблемой для отдельных отраслей экономики, особенно промышленности. Вопрос о повышении престижа профессии инженера в 2022 г. был поднят Президентом на Совете по стратегическому развитию и национальным проектам Российской Федерации.

Как реагирует общество на данную профессию, показал всероссийский опрос ВЦИОМ 2023 г.: две трети респондентов в возрасте 18–55 лет (65%) отнесли ее к престижным, а среди молодежи в возрасте 18–24 лет таких было более половины (56%).

Все больше родителей положительно относятся к выбору их ребенком профессии инженера. Согласно данным регулярно проводимого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Мониторинга инновационного поведения населения, в 2020 г. 63% родителей хотели бы видеть инженером своего сына и 52% — дочь (для сравнения: в 2014 г. — лишь 34 и 24% соответственно).

Повышение в последнее время престижа профессии инженера среди населения является важной предпосылкой для развития инженерного образования в России.

Источники: данные Росстата, Роструда, всероссийского опроса ВЦИОМ «Образ ученого и инженера» 2023 г., проекта ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Мониторинг инновационного поведения населения» 2014, 2020 гг.

Источник: Николай Шугаль, Ольга Озерова, Елена Шкалева, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ