21 декабря 2023 г.

Из-за ожидаемой деградации социальных сетей 50% потребителей к 2025 году существенно ограничат свое взаимодействие с ними или вовсе откажутся от этого, прогнозирует Gartner.

Согласно опросу 263 потребителей, проведенному экспертами Gartner в июле-августе этого года, 53% респондентов считают, что социальные сети деградировали по сравнению с прошлым годом либо их состоянием пятью годами ранее. Главными причинами такого мнения были названы распространение ложной информации, базы токсичных пользователей и распространенность ботов. Высока также обеспокоенность ожидаемым ростом использования генеративного ИИ в соцсетях: более 70% потребителей согласились с тем, что растущая интеграция GenAI в социальные сети нанесет вред их пользовательскому опыту.

«Социальные медиа остаются главным каналом инвестиций в цифровой маркетинг, но потребители осознанно стремятся ограничить их использование, — пишет в пресс-релизе Эмили Вайс (Emily Weiss), старший директор-исследователь маркетинговой практики Gartner. — Значительная часть респондентов говорит, что по сравнению с несколькими годами ранее они стали меньше делиться личной жизнью и контентом. Ввиду изменившегося характера использования соцсетей и их восприятия директорам по маркетингу нужно переориентировать свои стратегии привлечения клиентов и сохранения лояльности».

Другие прогнозы Gartner, которые помогут маркетологам реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке в 2024 году и далее, таковы:

  • К 2027 году 20% брендов будут склоняться к позиционированию и дифференциации на рынке, которые подчеркивают отсутствие искусственного интеллекта в их бизнесе и продуктах.

В опросе 305 потребителей в мае этого года 72% респондентов выразили мнение, что генерация контента с использованием ИИ может распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию. Кроме того, опрос 320 потребителей в феврале этого года показал уменьшение количества считающих, что пользовательский опыт и возможности, предоставляемые искусственным интеллектом, лучше, чем при взаимодействии с человеком.

«Недоверие к ИИ и неуверенность в его способностях подтолкнут некоторых потребителей искать бренды и каналы взаимодействия, не использующие ИИ, — пишет Вайс. — Какие-то бренды будут избегать искусственного интеллекта, отдавая предпочтение более „человечному“ позиционированию. Такой „живой“ подход позволит им дистанцироваться от восприятия бизнеса, основанного на ИИ, как обезличенного и равнодушного».

  • К 2026 году перед 80% опытных креативщиков будет ставиться задача задействовать генеративный ИИ, чтобы выделиться среди конкурентов, что потребует от директоров по маркетингу тратить больше на таких специалистов.

Руководители маркетинга стараются «делать больше меньшими силами», и генеративный ИИ обещает повышение производительности труда и экономию затрат — привлекательность GenAI связана главным образом с этими возможностями, особенно в том, что касается креатива. Однако возросшая производительность позволит более опытным сотрудникам креативных команд перенаправить свое время и навыки на более стратегические задачи, такие как использование инноваций GenAI-продуктов и услуг.

«Использование GenAI в рутинной каждодневной работе креативных команд освободит их для проработки, тестирования и анализа более глобальных и достигающих большего креативных идей, — пишет Вайс. — Как результат, креатив будет играть более важную и ощутимую роль в достижении бизнес-результатов, и директора по маркетингу увеличат свои расходы на креатив и контент».

  • К 2028 году трафик органического поиска у брендов снизится на 50% и более, так как потребители перейдут к поиску с использованием генеративного ИИ.

Быстрое внедрение GenAI в поисковые системы в значительной степени лишит директоров по маркетингу возможности использовать органический поиск для увеличения продаж. Опрос 299 потребителей в августе этого года показал, что они готовы к поиску с использованием ИИ, причем 79% хотят использовать его уже в будущем году, а 70% выразили по крайней мере некоторое доверие к результатам, приносимым генеративным ИИ.

«Директора по маркетингу должны быть готовы к тем переменам, которые привнесет поиск, использующий GenAI, в их стратегии органического поиска, — указывает Вайс. — Тем, чьи бренды полагаются на поисковую оптимизацию, следует подумать о выделении ресурсов на тестирование других каналов, чтобы разнообразить выход на клиентов».

  • К 2026 году 60% директоров по маркетингу будут использовать технологию проверки подлинности контента, расширенный мониторинг и одобренный брендом пользовательский контент (UGC), чтобы исключить введение в заблуждение, порождаемое генеративным ИИ.

Быстрый прогресс GenAI оставил организации без стратегий и методов, позволяющих обеспечить его ответственное использование и снижение рисков. Специальная группа проверки подлинности контента и выработка защитных механизмов станут необходимы для бренда.

«По мере того, как контент, созданный с помощью инструментов GenAI, нарастает по всем маркетинговым каналам, прозрачность его использования будет всё более необходима для поддержания доверия клиентов», — подчеркивает Вайс.

Источник: Пресс-служба компании Gartner