18 января 2024 г.

Окончание. Начало тут

Что, на взгляд экспертов ИТ-канала, может способствовать скорейшему переходу на отечественные ОС? Более активное сотрудничество разработчиков их самих и ориентированного на них прикладного ПО, развитие средств виртуализации/контейнеризации для запуска Windows-ориентиванного софта в иной операционной среде, переориентирование заказчиков с использования отдельных ПК со своими ОС на централизованные серверы (где ту же виртуализацию организовать будет проще и дешевле) и тонкие клиенты?

В рабочем порядке

По мнению Андрея Свиридова, руководителя отдела по работе с партнёрами РЕД СОФТ, перспективы отказа от зарубежных ОС разные для разных категорий пользователей: «Для госсектора, например, переход на отечественное ПО является не только необходимостью, продиктованной соображениями безопасности, но и государственной директивой, обязательной к исполнению. У частного пользователя существует психологический барьер, сила привычки. Большинство работает на иностранных ОС с детства. Однако мы всё же наблюдаем рост интереса к нашей операционной системе. Розничные продажи растут. Темпы не самые высокие, но позитивная динамика есть».

erid: 2SDnjbqLmGt

Рустам Рустамов, заместитель генерального директора компании РЕД СОФТ:

За последние годы российский рынок информационных технологий значительно вырос не только количественно, но и качественно — появились новые продукты практически по всем классам ПО, их функциональность стала более чем сопоставимой с функциональностью зарубежных аналогов, уровень безопасности растет.

Уже сегодня мы можем говорить о масштабных проектах по переходу ИТ-инфраструктур на операционную систему РЕД ОС, однако, несмотря на проделанную работу, остаются отдельные довольно чувствительные участки, где зависимость от MS Windows по-прежнему высока. Заказчики, обладающие большим парком рабочих станций на этой операционной системе, попросту не могут отказаться от использования групповых политик MS Active Directory (MS AD), так как это обеспечивает централизованное управление парком, установку и обновление программного обеспечения, лежит в основе многих бизнес-процессов.

Еще одна серьезная проблема — специализированное ПО. Часто оно написано под MS Windows, а процесс его адаптации под Linux довольно ресурсозатратный. В единичных случаях зрелые отечественные аналоги по отдельным категориям и вовсе отсутствуют.

В ответ на эти вызовы мы разработали систему централизованного управления ИТ-инфраструктурой РЕД АДМ. Благодаря возможности репликации с Microsoft Active Directory, РЕД АДМ обеспечивает гетерогенность и сохраняет функционирование ИТ-инфраструктуры даже в активной фазе миграции. РЕД АДМ тем самым решает и вопрос использования специализированного ПО, разработанного под MS Windows.

Реклама ООО «Ред Софт», ИНН: 9705000373

Проблема перехода с Windows на альтернативные ОС появилась не вчера и не год назад, — об этом напоминает Алексей Учакин, директор департамента инфраструктуры EdgeЦентр: «Доля Linux-систем на десктопах уже не первое десятилетие колеблется в районе 1-3%, и тому есть множество причин: отсутствие драйверов (системных программ для правильной работы устройств), отсутствие прикладного ПО, отсутствие толкового ПО по управлению ИT-инфраструктурой и машинами пользователей, непривычный интерфейс, недостаток экспертизы у офисных администраторов и т. д. В настоящее время среднестатистическому сотруднику офиса абсолютно всё равно, в какой ОС будет работать браузер, „1С“-клиент или рабочее ПО — лишь бы интерфейс был привычен».

Сейчас использовать Windows легально практически невозможно, продолжает эксперт, — поэтому переходить на отечественные ОС всё равно так или иначе придётся: «Ну, либо продолжать использовать пиратские копии Windows и остального ПО. Путей преодоления проблем с запуском прикладного ПО может быть множество, и тут каждая компания решает на своё усмотрение: какое-то ПО есть в версиях под Linux, и уже достаточно давно, — те же браузеры или „1С“-клиенты. Где-то можно перейти на тонкие клиенты, когда взаимодействие с сервером происходит через веб-интерфейс. Где-то от разработчика потребуется выпустить версию своего прикладного софта под Linux. Наконец, можно использовать Windows-ПО через эмуляторы, — ведь те же VDI именно так применяли и раньше с целью оптимизации расходов на рабочие места и повышения защищённости».

По мнению Романа Смирнова, коммерческого директора «Девелоники» (ГК Softline), инертность мышления персонала при переходе с Windows на Linux играет огромную роль: «Интерфейсы Linux сильно подтянулись в последние годы, но есть много мелких факторов, которые в разных ОС отличаются. К тому же, новая среда часто приводит к несовместимости оборудования, что демотивирует персонал, особенно в организациях с большим количеством пользователей. Например, когда школы переходят с Windows на Linux, в первую очередь мы переводим учителей, привыкших работать в стабильной среде. Возникают стрессы: ломаются электронные доски, не работают принтеры, иначе устроен вход в систему и так далее. По отзывам в Интернете видно, что учителя предпочитают брать собственные ноутбуки и работать в классах на них».

Наличие прикладного ПО не менее значимо, чем реакция пользователей на смену ОС, продолжает эксперт: «Миграция часто сопровождается некорректной работой софта. Задача разработчиков — проанализировать и посмотреть, что можно перенести на Linux; подобрать близкие аналоги существующего ПО, а для оставшегося — найти или разработать замену. Во многих случаях разумно использовать Wine (среду для запуска Windows-приложений под Linux), но и здесь часто что-то работает медленнее, что-то работает не так; проблем возникает много. Вот пример из опыта нашей ИТ-компании: в какой-то момент мы пошли по пути виртуализации рабочих мест, организовали работу программистов с использованием систем централизованных серверов и поставили им тонкие клиенты. Но проявился ряд эффектов, влияющих на производительность разработчиков, — допустим, на тонком клиенте курсор реагирует на перемещения мышки чуть медленнее, чем на локальной машине. В итоге спустя 2-3 месяца программист или тестировщик снова просит вернуться к толстому клиенту из-за неудобства работы в централизованной среде. Миграция — индивидуальный процесс, который следует планировать правильно. Стоит начинать с лояльных отделов и более простых рабочих процедур. В этом помогут обкатки и запуск на фокус-группах с дальнейшим масштабированием изменений на всю компанию».

Как отмечает Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional, глава комитета по интеграции российского ПО АРПП «Отечественный софт», если говорить об офисных задачах, то пользователи без проблем могут работать не только на Windows: «Есть достаточно прикладного ПО, совместимого с отечественными операционными системами. Единственным препятствием для миграции по-прежнему остаются привычки самих пользователей. Ситуация же со специализированным софтом обстоит иначе. Например, полноценного российского аналога Photoshop просто не существует, при этом есть свободное ПО, которое немного уступает ему по функциям — но при этом совместимо с отечественными ОС. А вот российские решения для конструкторов и архитекторов есть, но для настоящей совместимости с российскими операционными системами (и вообще ОС семейства Linux) необходима их глубокая переработка, которая, если и ведётся, то ещё не завершена».

Канал — всему голова

Какова роль ИТ-канала продаж в продвижении отечественных ОС на российском рынке? «Роль партнёрского канала трудно переоценить, так как большая часть продаж нашего ПО идёт именно через него, — замечает Андрей Свиридов. — От компетенций коммерческих партнёров во многом зависит удовлетворённость заказчика нашими продуктами. Это особенно важно, когда — помимо поставки — заказчик запрашивает услуги по внедрению и миграции. Интеграторам сейчас критически важно уметь не только продавать лицензии, но и проводить тщательный аудит инфраструктуры заказчика для миграции с иностранных продуктов, а также хорошо знать функциональные возможности продуктов РЕД СОФТ. Для этого мы регулярно проводим обучающие практические курсы для наших партнёров».

На взгляд Кирилла Синькова, руководителя отдела по работе с технологическими партнёрами «Группы Астра», вклад партнёров довольно сложно недооценить: «Я подразумеваю всех участников — от дистрибьюторов, у которых самое широкое покрытие, до региональных партнёров, обладающих экспертизой в нишевых заказчиках на местах — и, конечно, системных интеграторов, всегда стоящих на рынке несколько особняком. Совместно с партнёрским департаментом „Группы Астра“ ключевые игроки данного сегмента (например, „КРОК“, „Ланит“, „Холдинг T1“ и др.) вот уже несколько лет успешно развивают экспертизу в области всего продуктового стека, обучают технических специалистов, развёртывают собственные демо-стенды для апробации совместных решений в контуре заказчиков. Причём в данном контексте речь идёт о полноценном End-to-End-процессе: начиная от проработки исходных задач клиента, пилотного тестирования до интеграции решений, а также полноценной технической поддержки».

Системным интеграторам, уверена Евгения Крынина, и. о. коммерческого директора, начальник отдела продаж «Базальт СПО», необходимо развивать компетенции не только по российскому ПО, но и по организации ИТ-инфраструктур заказчиков: «Инфраструктура каждого предприятия или организации обладает особенностями, которые обязательно надо учитывать при миграции на российское ПО. Кроме того, системному интегратору необходимы компетенции по зарубежным продуктам, чтобы понимать, какие российские решения лучше подобрать для инфраструктуры того или иного заказчика».

Алексей Учакин считает, что интеграторам нужно, в первую очередь, перестать двигать конкретных вендоров, а начать решать реальные проблемы своих клиентов, предлагая подходящее ПО, пусть даже бесплатное: «Да, потребуется большая работа по тестированию, работе с вендорами, а иногда и доработке опенсорсных решений под конкретного заказчика, — раньше на такое были способны только самые крупные интеграторы. Нужно уметь собрать готовое, законченное решение из набора кубиков разного размера и цвета, пусть даже с применением напильника и синей изоленты. Ну и, разумеется, нужно выстраивать двусторонний обмен экспертизой и знаниями между разработчиками отечественных ОС и работающими „в полях“ инженерами, чтобы быстро и качественно доносить обратную связь от заказчиков и выпускать обновления».

ИТ-канал продаж очень сильно помогает, свидетельствует Роман Смирнов; в том числе — в решении задач по миграции с Windows: «Когда сегодня бизнес приходит за импортозамещением ИТ-продуктов, он получает предложения по выбору решений на базе уже российских ОС. Так, системные интеграторы не только осуществляют внедрение отечественного ПО, но и могут обеспечить замену самой операционной системы. Нужно продолжать развивать все текущие компетенции сильных интеграторов, необходимые для решения крупных бизнес-задач. На примере Softline можно выделить консалтинг, системную аналитику, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение софта и непосредственно аппаратного обеспечения».

Как считает Дмитрий Петров, директор по инвестиционным инициативам Directum, задача интеграторов — предоставить заказчику комплексное решение; целостную систему, которая включала бы в себя «железо», безопасность, бизнес-ПО и прочее: «Для клиента плюс в том, что он закрывает свои потребности через единое окно. Внедрение отечественных ОС в этой структуре — естественный элемент. Поэтому роль партнёров в канале максимальная. Мы, как вендоры прикладного софта, максимально заинтересованы в том, чтобы интеграторы обладали высоким уровнем компетенций по инфраструктурному ПО и могли работать в связке на крупных проектах в рамках бюджетов и сроков, а не упираться в проблемы или пробуксовки на уровне железа и общесистемного ПО».

Как прежде интеграторы справлялись с продвижением Windows и других продуктов Microsoft, напоминает эксперт, так теперь они естественным образом берут на себя схожие задачи и в приложении к отечественными ОС: «При этом российские вендоры платформенного ПО должны, соответственно, дать интеграторам хороший динамично развивающийся продукт и достойную его поддержку, включая документацию, экспертизу по применению, возможности и стимулирование для развития кадров, прокачанных по своим ОС. Все это давала Microsoft — и нашим разработчикам следует учиться делать так же и даже лучше».

Отечественные ОС, напоминает Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ», продвигаются благодаря уходу Windows и санкциям: «Роль ИТ-канала — в том, чтобы помочь вендорам справиться с потоком желающих протестировать их системы: организовать всю работу в максимально сжатые сроки без потерь по качеству, дать свою экспертную оценку рынка».

Дмитрий Серый, заместитель директора и соучредитель компании VINTEO, убеждён, что российские системные интеграторы уже достаточно компетентны: «Продвижение, скорее, заключается в демонстрации преимуществ работы с отечественными ОС на примере реализованных проектов, а также в акценте на сильных сторонах российских разработчиков, которые готовы решать вопросы в прямом диалоге с заказчиками и дорабатывать свои решения».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News