5 февраля 2024 г.

В глобальной гонке технологий США намерены обойти Китай с опорой на четкую «стратегию победы». Проанализировав представленные американским конгрессом в конце 2023 г. рекомендации по достижению этой цели, Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выделил ключевые меры конкурентной борьбы ведущих экономик.

Документ, названный «Перезагрузка, предотвращение, формирование: стратегия победы Америки в экономическом соревновании с Китайской коммунистической партией» (далее — стратегия), подготовили в специальном комитете палаты представителей конгресса США по стратегическому противостоянию между Соединенными Штатами и Коммунистической партией Китая. Авторы констатируют: ставка США на то, что КНР откроет свои рынки, либерализует политическую систему и будет придерживаться верховенства закона, не оправдалась. В результате многолетней экономической экспансии против США и их союзников Китай сократил зависимость от Штатов, а их зависимость от Китая, напротив, усилилась. В конгрессе допускают вероятность еще более серьезного противостояния с КНР и просчитывают его возможные последствия для национальной экономики. Исправлять ситуацию США намерены, ужесточая условия взаимодействия с КНР в сфере торговли, инвестиций, разработки и передачи технологий.

Главные выводы:

  • Американские законодатели хотят повысить тарифную ставку в отношении ввозимых из КНР товаров, усилить контроль за цепочками поставок и запретить прямые и косвенные инвестиции в компании КНР, связанные с разработкой критических технологий либо включенные в санкционные и другие ограничительные списки. Американским компаниям в рамках ежегодного раскрытия информации предстоит детализировать свои связанные с КНР цепочки поставок.
  • Для регистрации на американских биржах китайские компании будут подтверждать, что не работают с вооруженными силами КНР, не нарушают права человека и не ведут разработки технологий двойного назначения. Передачу Китаю своих критических или технологий двойного назначения США планируют ограничить или полностью прекратить, ужесточая экспортный контроль, в частности за разработками в сфере ИИ, квантовых и биотехнологий, оптики и сенсоров, энергетики, новейших материалов и освоения космоса.
  • Наращивая государственные расходы и стимулируя частные инвестиции по стратегическим направлениям технологического развития, власти одновременно повышают уровень контроля за средствами: например, к условиям получения грантов от Национального научного фонда NSF добавится требование детализировать информацию о связях всех участников научного проекта с иностранными правительствами и с организациями, расположенными в странах — противниках США.
  • Контроль усиливается и в отношении цепочек знаний и человеческого капитала. Так, власти предлагают внести изменения в миграционную политику: процедуры выдачи разрешений на работу и визовой проверки будут упрощать для специалистов с опытом реализации высокотехнологичных проектов из стран-партнеров и усложнять в отношении соискателей из стран-противников.
  • Союзников (Великобританию, Японию, особое внимание уделяется Тайваню) США намерены вовлекать в более активное сотрудничество по стратегическим направлениям и приобщать к формированию «коллективной экономической устойчивости».

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ