16 февраля 2024 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом очередной статистический сборник ежегодной серии «Индикаторы образования».

Некоторые общие тенденции развития сферы образования в России:

  • 6,3 трлн руб. составили в 2022 г. расходы на образование. Их доля в ВВП (4,1%) по сравнению с годом ранее увеличилась на 0,1 п. п. Бюджетные расходы в текущих ценах выросли с 4690,7 млрд руб. в 2021 г. до 5459,5 млрд руб. в 2022 г., внебюджетные — с 733,2 до 831,9 млрд руб.
  • Доступность дошкольного образования приблизилась к 100% для детей от 2 месяцев до 3 лет (98,1% в 2023 г. против 87,4% в 2020 г.) и возрастной когорты 3–7 лет (99,7%). Максимального значения с 2018 г. достигло число мест в дошкольных организациях в расчете на 1000 детей в возрасте 1–6 лет (764), а также валовой коэффициент охвата детей дошкольным образованием (74%).
  • Растут показатели приема и выпуска по программам подготовки специалистов среднего звена: численность принятых выросла на 8% по отношению к 2021 г. (с 870,9 до 942,7 тыс. человек), выпускников — на 7% (с 573,8 до 612,5 тыс. человек).
  • Заметно увеличился коэффициент приема по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (с 75,8% в 2021 г. до 78,8% в 2022 г.), продолжив тенденцию, наметившуюся годом ранее. Численность обучающихся по указанным программам в расчете на 10 тыс. человек населения достигла максимального значения за период с 2019 г. (282 чел.).
  • Наблюдавшийся с 2016 г. понижательный тренд в выпуске бакалавров, специалистов, магистров в 2022 г. сменился растущим: численность выпускников за год увеличилась на 0,4%, главным образом за счет роста выпуска в области математических и естественных наук (на 5,6%), здравоохранения и медицинских наук (на 5,4%). Наибольший темп роста численности обучающихся по сравнению с предыдущим годом отмечается по программам аспирантуры (22%) и подготовки специалистов среднего звена (4%).

Тенденции цифровизации в сфере образования:

  • Для работы в ИКТ-интенсивных отраслях подготовлен каждый 10-й выпускник программ СПО и каждый 4-й выпускник вузов. За год соответствующие профессии освоили 12,9 тыс. квалифицированных рабочих и служащих (в 2021 г. — 11,5 тыс. чел.), 63,7 тыс. специалистов среднего звена (годом ранее — 56,7 тыс. чел.), 209,9 тыс. бакалавров, специалистов и магистров (в 2021 г. — 208,2 тыс. чел.). Растущая тенденция продолжится и далее с учетом роста приема по программам в ИКТ-областях (например, в высшем образовании — с 306,6 до 330,3 тыс. чел.).
  • Наблюдается рост уровня владения цифровыми навыками. Лучше всего студенты вузов владеют коммуникационными навыками: 98%, из них почти все — на уровне выше базового (такие значения сопоставимы с результатами по странам Евросоюза). Среди студентов СПО особенно заметно вырос уровень работы с информацией: с 60% в 2021 г. до 67% в 2022 г. Четверть студентов СПО и более трети (37%) студентов вузов к 2022 г. владеют этими навыками на уровне выше базового.

Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ