20 марта 2024 г.

Николай Молчанов

Российские компании все больше нуждаются в DevOps-специалистах. Николай Молчанов, директор технического консалтинга «Мобиус Технологии», рассказывает, почему эти практики настолько востребованы и как услуга DevOps as a service помогает компенсировать нехватку кадров.

Вопросы, как ускорить разработку, возникли не сегодня, и инструменты для этого бизнес начал искать достаточно давно, что вполне объяснимо. С одной стороны, этот тренд находится в русле общей тенденции к цифровизации бизнеса. Во-вторых, вендоры заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выводить свои продукты на рынок и развивать их. И одновременно никто не хочет неоправданных рисков — компании стремятся, чтобы эти процессы были безопасными и управляемыми.

Именно так и возникли инструменты DevOps. Важно понимать, что это не просто программные продукты, а в первую очередь концепция и соответствующие практики. Особенно критично применение DevOps в клиентском бизнесе, который взаимодействует с конечным потребителем — банки, работающие с физлицами, ритейл и т. п. В современных реалиях без DevOps очень сложно добиться, чтобы потребители получали продукт наивысшего качества в сжатые сроки без лишних затрат для поставщика. Это касается не только непосредственно коммерческих продуктов, но и сервисных решений. В качестве примера можно привести чат-боты службы поддержки. Они не зарабатывают денег напрямую, но повышают клиентскую удовлетворенность, и уже как следствие растет лояльность, а за ней — прибыль.

Поэтому можно сказать, что удовлетворенность клиента — один из главных катализаторов DevOps. Понятно, что раньше ее добивались и без DevOps-инструментов, но сегодня это обойдется слишком дорого и потребует значительных трудозатрат и времени. Меняется мир, а с ним — предпочтения клиентов и критерии выбора. К примеру, раньше потребители выбирали банки по таким параметрам, как развитая сеть офисов, надежность, репутация и т. п., а сегодня на первый план выходит удобство мобильного приложения, простота онлайн-платежей и так далее. Раньше фронт-офисом были отделения, сегодня — мобильные устройства.

В цифровом мире, где для достижения удовлетворенности клиента требуется слаженная работа многих инструментов, без DevOps не обойтись. Проблема только в том, что качественные специалисты в этой области наперечет, среди компаний за них идет серьезная конкуренция. Поэтому на рынке возникла услуга DevOps as a service, когда все задачи по DevOps решает команда внешних экспертов. Эта услуга стала ответом на насущные запросы компаний, ведь держать у себя собственную команду инженеров могут только крупнейшие игроки рынка. При этом есть компании, которые понимают, что им необходима поддержка в области DevOps, но нет времени, экспертизы или ресурсов, чтобы справиться собственными силами.

В этом случае как раз и имеет смысл обратиться за услугой DevOps as a service. У внешней команды экспертов по умолчанию широкий опыт, они могут сравнить ситуацию в конкретной компании с другими кейсами и предложить решения на выбор. Как следствие, внутренняя команда может сосредоточиться на разработке.

Услуга DevOps as a service будет полезна и в случаях, когда постоянной необходимости нет, но она возникает точечно. В этом случае просто нет смысла задаваться вопросами о создании собственной команды — проще и быстрее пригласить сторонних экспертов.

Стоит отметить, что в России сформирована серьезная база для оказания подобных услуг — российская культура DevOps не уступает лучшим мировым аналогам, а по ряду направлений даже их превосходит. В нашей стране есть наработанные практики, опытные эксперты и необходимый опыт. Что немаловажно, у компаний тоже созрело понимание необходимости DevOps. Поэтому услуга DevOps as a service сейчас один из эффективных и оперативных инстурментов получения компетенции в этой сфере с минимальными затратами.

Источник: Николай Молчанов, директор технического консалтинга «Мобиус Технологии»