21 марта 2024 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет очередной статистический сборник ежегодной серии «Индикаторы инновационной деятельности», выпускаемой с 2007 года в партнерстве с Минэкономразвития России и Росстатом.

Показатели инновационной активности постепенно восстанавливаются после ковидного периода

  • Общий уровень инновационной активности российских крупных и средних компаний в 2022 г. составил 11%, незначительно превысив значения 2019 и 2020 гг. — 9,1% и 10,8% соответственно.
  • Максимальная инновационная активность наблюдается в обрабатывающей промышленности (20,7%). Самые высокие показатели демонстрируют производители летательных и космических аппаратов (51,1%), компьютеров (48,4%), машин и оборудования (38,7%), электрооборудования (38,5%), автотранспортных средств (34,6%), кораблей, судов и лодок (31,2%).
  • Обрабатывающая промышленность лидирует в сфере технологических инноваций: доля организаций, осуществляющих разработку и внедрение таких нововведений, здесь достигает 27,7%; это выше, чем в среднем по стране (22,8%).

Главный драйвер инноваций — исследования и разработки

  • Уже не один год ключевой статьей расходов российского бизнеса на инновации являются затраты на исследования и разработки, выполняемые собственными силами и с привлечением сторонних организаций. В 2022 г. их доля в общем объеме затрат составила 41,2% (в 2021 г. — 43,3%). Активнее других вкладываются в науку компании высокотехнологичных отраслей.
  • Среди организаций, имевших затраты на инновационную деятельность, в 2022 г. каждая третья выполняла исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), а также новых производственных процессов.
  • Перспективы роста инновационной активности в стране непосредственно связаны с исследовательской деятельностью. Подавляющее большинство (82,4%) организаций, инвестирующих в исследования и разработки свыше 30% средств на инновации, планируют осуществлять инновационную деятельность в ближайшие три года.

Цифровая трансформация — новый тренд инновационного развития бизнеса

  • 142,1 млрд руб. в 2022 г. организации вложили в разработку и приобретение программного обеспечения и баз данных, связанных с инновационной деятельностью (в постоянных ценах +98% к уровню 2021 г., что указывает на усиление перестройки информационных систем и бизнес-процессов).
  • Среди завершенных в течение последних трех лет процессных инноваций превалирует внедрение общих для организации новых методов обработки и передачи информации (31,6% организаций).ивая инновации, компании в основном опираются на собственные ресурсы
  • Объем затрат на инновационную деятельность в 2022 г. составил 2,7 трлн руб. Из них более половины (57,3%) обеспечены собственными средствами организаций; на бюджетные средства приходится четверть расходов; доля остальных источников минимальна.
  • Среди организаций, имевших завершенные инновации, собственными силами разрабатывала продуктовые инновации каждая вторая; процессные — 40,6%. Кооперационные связи в сфере инновационной деятельности имели в 2022 г. всего 15,9% компаний. Наиболее распространенной моделью сотрудничества остаются разовые контракты с партнерами (76,3% организаций, участвующих в кооперации).

Результативность инноваций стимулируют господдержка и пользовательский спрос

  • По итогам 2022 г. российские компании произвели инновационных товаров, работ, услуг на сумму 6,4 трлн руб. (5,1% в общем объеме продаж), из них 11,1% — по государственным и муниципальным контрактам. Доля инновационной продукции выше (и сопоставима с уровнем европейских стран-лидеров) в производстве летательных и космических аппаратов (28,1%), кораблей, судов и лодок (23,7%), компьютеров (22%), автотранспортных средств (12,9%) — тех отраслях, где масштабы господдержки в 2–5 раз превышают среднее значение.
  • Стимулирующим фактором производства инновационных товаров, работ, услуг также служит пользовательский спрос: в 2022 г. по заказам пользователей, в том числе по их разработкам или с их привлечением, инновационную продукцию реализовала каждая четвертая организация, имевшая завершенные инновации; в высокотехнологичных отраслях — 49,4%, среднетехнологичных отраслях высокого уровня — 38,3%.

Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ