22 апреля 2024 г.

Рис. 1. Источник: Gartner

Большинство руководителей служб внутреннего контроля нацелены на формирование этической культуры в своей организации, чтобы обеспечить надлежащее поведение сотрудников, однако это мало влияет на соблюдение требований в ситуациях неопределенности, говорит Gartner.

Есть три основные причины, ведущие к несоблюдению установленных требований: ситуация неопределенности (непонимание, как обеспечить соответствие), «разумное оправдание» (что несоблюдение в данном конкретном случае не будет нарушением) и злонамеренность (осознанное нарушение).

Как показал опрос 1012 сотрудников организаций в декабре прошлого года, чаще всего к несоблюдению сотрудниками установленных требований ведет ситуация неопределенности: 87% респондентов ответили, что за последние 12 месяцев сталкивались с ситуациями, когда не знали, как соблюсти требования. Также, 77% ответили, что находили разумное оправдание своих действий, а 40% готовы были нарушить требования осознанно.

«Культура комплаенса — важная часть недопущения недолжного поведения сотрудников, но это не лучший способ устранить самую частую причину несоблюдения требований, а именно ситуации неопределенности», — пишет в пресс-релизе Крис Оде (Chris Audet), руководитель отдела исследований практики Legal, Risk & Compliance Leaders в Gartner.

Исследование показало, что совершенствование стандартов качества (выработки политик, обучения, коммуникации и инструментов) более чем вдвое эффективнее сокращает ситуации неопределенности. Культура комплаенса, в свою очередь, больше влияет на сокращение случаев «разумного оправдания» и стремления осознанно нарушить требования — в 1,5 и 1,4 раза эффективнее, чем стандарты качества, соответственно. Таким образом, культура комплаенса остается важной частью усилий по обеспечению надлежащего поведения сотрудников (см. рис. 1).

Рис. 1. Влияние на сокращение причин, ведущих к несоблюдению требований

(слева направо по столбцам):

Большее влияние оказывает культура:

  • в 1,5 раза сильнее сокращает случаи «разумного оправдания»
  • в 1,4 раза сильнее сокращает стремление к осознанному нарушению

Большее влияние оказывают стандарты качества:

  • в 2,1 раза сильнее сокращают ситуации неопределенности

База опроса: 1012 сотрудников организаций

И всё же, учитывая, что многие службы внутреннего контроля уже отдают приоритет культуре комплаенса и что ситуации неопределенности являются самой частой причиной несоблюдения требований, есть основания полагать, что совершенствование стандартов качества улучшит соблюдение требований сотрудниками в целом.

Осознанное нарушение

Тот факт, что 40% респондентов всё же собирались нарушить установленные требования вполне осознанно, наверно, должен насторожить руководителей внутреннего контроля и руководство компаний. Важно подчеркнуть, что это тот процент сотрудников, которые не хотели соблюдать установленные требования по злонамеренной причине (например, чтобы отомстить компании или коллеге), но не все из них сделают это. Однако важно принять меры, чтобы такое минутное чувство гнева не переросло в проступок.

«Стандарты качества также весьма положительно влияют на культуру комплаенса. Поэтому совершенствование этих стандартов улучшит картину во всех ситуациях, ведущих к несоблюдению требований, а не только в случаях неопределенности», — заключает Оде.

Источник: Пресс-служба компании Gartner