15 мая 2025 г.
По данным «Коммерсанта», в 2024 году Ozon начал доставлять популярные товары всего за 30 минут, а «Яндекс.Лавка» запустила франшизу для дарксторов в регионах. Эти кейсы показывают: крупные компании продолжают модернизировать логистику и применять новые технологии.
О том, какие технологии быстрой доставки используют компании сегодня, рассказывает Татьяна Кашина, директор по закупкам в Whizz.
Технологии автоматизации: как они применяются на складах и в логистике
Одни из самых перспективных решений в автоматизации логистических решений — NFC (Near Field Communication) и RFID (Radio Frequency Identification) метки. Они синхронизируются с системами, которые отслеживают перемещения товаров без вмешательства человека:
-
NFC — технология беспроводной связи, с помощью которой можно обмениваться данными между устройствами на коротких расстояниях. Она часто используется в мобильных устройствах для оплаты, передачи данных и идентификации.
-
RFID — система, использующая радиочастотные сигналы для автоматической идентификации объектов. RFID-метки могут считываться на расстоянии до нескольких метров, что делает их особенно удобными для отслеживания товаров в больших складах и транспортных системах.
Среди других технологий, которые компании используют для автоматического отслеживания товаров и сокращения затрат. Также можно выделить:
-
Искусственный интеллект, который помогает создавать модели пространства склада: нейросети анализируют данные о размерах, весе и типах товаров. На их основе он формирует оптимальные модели хранения, которые помогают эффективно использовать доступное пространство.
-
Робототехнику, которая важна в зонах с повышенными требованиями к безопасности. Например, в США работодатели несут ответственность за травмы, полученные сотрудниками на рабочем месте. Использование роботов для выполнения тяжелых или опасных задач, таких как подъем и перемещение грузов, значительно снижает вероятность травм и улучшает условия труда.
-
Камеры с ИИ-алгоритмами, которые способны отслеживать каждое движение товаров, фиксируя все операции на складе. Это обеспечивает полную прозрачность процессов и помогает избежать потерь.
Или, например, если во время погрузки были забыты коробки или произошли другие ошибки, камера с ИИ-алгоритмами может автоматически уведомить ответственных сотрудников. Это позволяет быстро реагировать на проблемы и минимизировать последствия.
А теперь подробнее: влияние ИИ и Big Data
Влияние на точность системы доставки
Внедрение аналитики на основе Big Data — основа для устойчивого улучшения логистических процессов. Компании, которые обрабатывают большой объем заказов, могут использовать эти данные, чтобы выстроить максимально точную систему доставки.
Например, логистическая компания фиксирует информацию по каждой доставке: сколько потрачено топлива, сколько времени заняла доставка, где возникли задержки и по какому маршруту двигалась посылка. Эти данные анализируются с помощью алгоритмов. Результат — данные, на основе которых можно принимать решения.
Система также способна определить, что курьеры совершают поездки по одному и тому же почтовому индексу дважды в день, хотя заказы можно было бы объединить в одну поездку. Алгоритм выявляет ситуацию и корректирует маршрут.
Влияние на клиентский опыт
Два ключевых показателя, напрямую влияющие на клиентский опыт — скорость доставки и удовлетворенность клиента. Второй пункт во многом зависит не от скорости, а от точности логистики: доставлен ли нужный товар, в каком он находится состоянии и нужно ли клиенту оформлять возврат или замену.
Работа с данными помогает минимизировать ошибки: компания отслеживает узкие места в цепочке поставок и устраняет их до того, как это отразится на клиенте.
Последняя миля: риски роботизированной доставки
Несмотря на огромный потенциал технологий, таких как дроны и роботы, их внедрение в логистику «последней мили» сталкивается с рядом препятствий и рисков:
-
Существующая инфраструктура, которая не всегда позволяет роботам эффективно выполнять свои функции — например, при подъеме товаров на этажи. Роботы-курьеры добираются до знания, на этом их функционал ограничивается. А это, в свою очередь, ограничивает возможность доставки;
-
Высокая стоимость, которая делает использование роботов нецелесообразным. В случае повреждения (например, если робот будет раздавлен) его восстановление может оказаться экономически невыгодным;
-
Юридические ограничения. Например, полеты дронов над населенными пунктами считаются публичным риском, а получение разрешений на их регулярное использование сопряжено с множеством административных и технических барьеров.
Хотя в Китае проводились пилотные проекты, массовое внедрение дронов по-прежнему затруднено из-за недостаточной нормативной базы и вопросов безопасности;
-
Потенциальные технические сбои: потеря управления или падение дрона. В отличие от наземных роботов, которые могут представлять меньшую угрозу, авария дрона имеет катастрофические последствия для компаний и общественности. Это риски судебных исков и необходимость компенсационных выплат, что делает повседневную эксплуатацию дронов в логистике экономически и юридически нецелесообразной на текущий момент.
Умные постаматы и приложения: последний этап доставки
Постаматы и мобильные приложения обычно применяются в контексте последнего этапа доставки. Рассмотрим ключевые направления и их преимущества:
-
Оптимизация маршрутов. Постаматы позволяют курьерам доставлять большие объемы заказов в одну точку. Например, если необходимо передать 30 посылок, и у постамата есть 30 ячеек, курьер может загрузить все 30 посылок за один рейс. Это исключает необходимость развозки по отдельным адресам, что:
- Экономит топливо;
- Упрощает планирование маршрутов;
- Снижает нагрузку на курьеров.
-
Цифровая передача данных. Мобильные приложения значительно упрощают процесс оформления заказа. При вводе почтового индекса система автоматически подставляет точный адрес, что:
- Устраняет ошибки ручного ввода;
- Снижает риск не доставить заказы из-за неправильных адресов.
-
Стандарт цифровой среды. Клиенты все чаще оформляют заказы через мобильные приложения или веб-интерфейсы. Бумажные формы постепенно вытесняются цифровыми каналами, что позволяет:
- Обеспечить корректность данных с самого начала;
- Упростить обработку заказов.
-
Упрощение логистической цепочки. Груз поступает с завода в Китае в распределительный центр, а затем отправляется непосредственно в постаматы или точки самовывоза. Такой маршрут исключает дополнительные операции по разбивке заказов по адресам, что приводит к следующим результатам:
- Уменьшение числа промежуточных операций;
- Снижение затрат на логистику;
- Повышение стабильности и предсказуемости доставки.
Перспективные направления в логистике и доставке товаров
Будущее логистики будет выстраиваться на данных, автоматизации и гибких форматах доставки, что сделает ее более быстрой, точной и устойчивой к масштабированию.
В ближайшие пять лет логистика будет развиваться в двух основных направлениях:
- Микромобильность. Она подразумевает использование электровелосипедов и других легких транспортных средств для городских доставок. Это решение эффективно будет справляться с проблемами плотного трафика, снижать операционные затраты и ускорять процесс доставки.
Одновременно с этим активно развивается цифровая инфраструктура, которая включает в себя маршрутизацию, распределение заказов и мониторинг эффективности, основанные на данных.
- Роботизированная доставка. Она будет охватывать как внутренние логистические процессы в зданиях, так и уличные маршруты. Современные роботы становятся все более автономными и надежными: их навигационные системы совершенствуются, что позволяет им лучше адаптироваться к различным условиям. Масштаб внедрения таких технологий во многом зависит от развитости инфраструктуры и регулирующих норм, однако общий тренд на рост остается неизменным.
Источник: Татьяна Кашина, директор по закупкам в Whizz















