15 мая 2025 г.
Аналитики Авито Работы и Авито Рекламы провели опрос среди 7 500 работающих россиян, чтобы узнать, как респонденты относятся к возможностям смены профессии. По результатам исследования, порядка трети опрошенных рассматривают подобные опции, а самым популярным направлением профессиональной переподготовки стала сфера ИT. Одним из каналов информации об обучающих курсах стала онлайн-реклама, на сайтах с объявлениями и маркетплейсами — в том числе.
36% работающих россиян рассказали, что задумываются о смене профессии — при этом только 13% уверены в этом намерении. Чаще других о готовности изменить карьерную траекторию заявляла молодёжь
Среди представителей различных профессий в ходе опроса желание найти новую специальность чаще всего выражали представители обслуживающего персонала в общепите (55%), работники складов (49%), сотрудники металлообрабатывающих и отделочных цехов (47%), а также россияне, задействованные в розничной торговле (47%) и специалисты служб поддержки (45%).
Напротив, в топ сфер, где специалисты не рассматривают возможности для перехода, вошли: дизайнеры и проектировщики (72% выбрали «нет» или «скорее нет» на вопрос о желании сменить профессию), ИT-специалисты (69%), старший медперсонал (69%), работники автосервисов (63%), мастера по ремонту техники (57%), сотрудники сферы культуры и искусства (56%), работники образования (56%), сотрудники салонов красоты (56%), а также специалисты финансов, логистики и HR (56%).
Основная мотивация для смены карьерного пути — желание зарабатывать больше. Об этом сообщили 49% опрошенных жителей России. Почти треть (28%) респондентов хотят обрести новую профессию, чтобы сменить график или формат работы. Около четверти (24%) россиян ответили, что не видят перспектив для карьерного развития в выбранной ранее сфере — столько же рассказали, что текущая профессия стала приносить им меньше удовольствия или интереса. Наконец, в топ-5 причин для перехода в новую индустрию вошло желание респондентов изучать новое, развиваться в разных направлениях и растить общую экспертизу: такой ответ выбрали 20% опрошенных.
Эксперты узнали, какие факторы и ресурсы требуются работающим россиянам, чтобы принять финальное решение и перейти на новую ступень карьеры. Для большинства (36%) респондентов ключевую роль играют внешние условия: финансовая подушка, поддержка близких и свободное время. Столько же (36%) опрошенных отметили, что нуждаются в психологической готовности, чтобы сделать следующий шаг — им важно быть уверенными в собственных силах и преодолеть страх перемен. Около трети (32%) сказали, что им требуется пройти обучающие курсы по новой специальности, а 30% хотят получить практический опыт работы — например, пройти стажировку или выполнить первый проект на фрилансе.
Самые популярные направления, которые хотели бы выбрать россияне для профессиональной переквалификации, во многом совпадают с топом сфер, где сотрудники наиболее удовлетворены своей текущей специальностью. В ходе опроса наиболее привлекательной оказалась профессия ИT-специалиста: её отметили 27% респондентов. Ещё по 16% рассматривают возможности для обучения работе в сегменте финансов, логистики и HR, а также — по административным должностям. Дизайн и проектирование в качестве направления для переобучения интересует 15% опрошенных, а сферу маркетинга, рекламы и PR выбрали 12%.
Какие направления профессиональной переподготовки вас интересуют?
Сфера |
Доля респондентов, % |
IT-специальности |
27% |
Финансы, логистика и HR |
16% |
Административная работа |
16% |
Дизайн и проектирование |
15% |
Маркетинг, реклама и PR |
12% |
Оказание персональных услуг |
11% |
Социальная сфера, искусство и культура |
11% |
Сфера продаж |
10% |
Индустрия красоты и здоровья |
9% |
Менеджмент |
9% |
Для продвижения обучающих курсов бренды все чаще используют диджитал. Например, классифайды — или сайты с объявлениями — постепенно становятся одним из основных источников информации об образовательных программах или обучающих курсах. Об этом сообщили 34% опрошенных, которые узнают о новых предложениях из рекламы в этих каналах.
Рост популярности рекламы в сегменте «Образование» подтверждают и внутренние данные Авито Рекламы. В первом квартале 2025 года инвестиции таких рекламодателей в медийную рекламу на Авито выросли практически в два раза год к году.
Среди респондентов, желающих пройти дополнительное обучение для работы по новой профессии, большинство (54%) хотели бы потратить на курсы сумму до 30 000 рублей. Ещё 23% готовы выделить до 50 000 рублей, а 9% — до 80 000 рублей. Сумму от 80 001 до 100 000 рублей отметили 6% опрошенных, до 150 000 рублей — 5%. Столько же (5%) респондентов сообщили, что могли бы оплатить обучающий курс стоимостью выше 150 000 рублей.
При выборе подходящего курса для получения дополнительного образования более трети россиян (34%) рассматривают рекламные предложения, которые видят на сайтах объявлений или маркетплейсах. Столько же (34%) опрошенных видят рекламу в мессенджерах.
*исследование проводилось среди 10 000 россиян в возрасте от 18 лет
Источник: Пресс-служба компании Авито