15 мая 2025 г.

СберМаркетинг и компания BI.ZONE провели совместное исследование «Население и кибербезопасность». По его результатам были выделены особенности поведения и риски столкнуться с кибермошенниками у разных групп населения.

По данным BI.ZONE Brand Protection, с марта 2025 года более чем в 1,5 раза увеличилось количество фишинга — специалисты обнаружили и заблокировали более 350 тысяч фишинговых ресурсов. Согласно результатам проведенного опроса, только 39% опрошенных знают, как отличить мошеннический сайт от реального. Среди них 49% мужчин и 29% женщин, 48% молодежи до 34 лет и 30% людей 45–60 лет. Так, шестеро россиян из десяти находятся в зоне риска по этому виду мошенничества, а в отдельных группах доля еще выше.

С телефонными мошенниками чаще имеют дело люди старшего возраста (86% вместо 79% в среднем), а с мошенническими онлайн-ресурсами — молодежь 18— 24 лет (28% вместо 21%). Последняя категория активнее использует социальные медиа и может столкнуться с мошенниками в мессенджерах. По данным BI.ZONE Brand Protection, с начала весны 2025 года обнаружено более 40 тысяч ресурсов, направленных на кражу учетных записей в Telegram.

Email-рассылки, программы лояльности, уникальные скидки — в числе популярных способов персонализации и взаимодействия с клиентами. По результатам опроса, 70% респондентов получают рассылки от брендов, которым не давали согласие на обработку ПДн, и рассылку предложений. При этом выше всего доля получающих такие рассылки среди лиц в возрасте 25–34 лет (79%). В обмен на участие в программе лояльности россияне выразили высокую степень готовности предоставить компаниям персональные данные (81%). Паспортные данные чаще готовы предоставлять мужчины (12% vs 7% для населения в целом). Молодежь (18–24 лет) чаще других готова предоставить никнейм/аккаунт (44% vs 28% для населения России в целом), но реже почту (70% vs 81% для населения России в целом). Такое распределение демонстрирует популярность каналов коммуникации в разных возрастных группах, а также напрямую соотносится с тем, на каких ресурсах пользователи сталкиваются с мошенничеством.

Муслим Меджлумов, директор по продуктам и технологиям, BI.ZONE, поделился: «По результатам опроса мы видим, что вне зависимости от возраста разные группы населения находятся в зоне риска. При этом мошенники воздействуют на каждую из категорий через разные каналы коммуникации. Граждане 18–34 лет больше подвержены риску в социальных медиа и мессенджерах, более взрослая аудитория — посредством телефонного мошенничества. При этом отличить нелегитимные ресурсы от реальных лучше удается более молодому поколению и мужчинам. Однако общий уровень знания по этому параметру все равно низкий. Мы рекомендуем брендам в случае обнаружения мошеннических действий оперативно информировать клиентов, а также предпринимать активные действия по блокировке нелегитимных страниц. Компаниям также необходимо проводить обучающие мероприятия со своими сотрудниками. По данным BI.ZONE Security Fitness, регулярное обучение и тренинги по кибербезопасности помогают повысить устойчивость сотрудников к фишингу в разы».

Татьяна Шульгина, заместитель генерального директора, СберМаркетинг считает: «Большинство россиян готовы передавать персональные данные в обмен на выгоду и лишь немногие способны отличить поддельный сайт от настоящего. Переломить ситуацию, на наш взгляд, поможет дальнейшее повышение киберграмотности граждан, в том числе при поддержке бизнеса. При наличии технических возможностей и ресурсов организации должны стремится к моментальному выявлению случаев возможного мошенничества в отношении клиентов и оповещать их об этом. Это особенно актуально для операторов связи, банков и ИT-сектора».

Источник: Пресс-служба компании BI.ZONE