28 мая 2000 г.
Российские корпоративные заказчики из всех вертикальных рынков стоят перед дилеммой, которая в современных условиях постепенно обостряется. С одной стороны, ИТ-рельеф необходимо развивать и оптимизировать, так как это не служебная составляющая, а один из ключевых составляющих операционной деятельности, от которого зависит эффективность всего бизнеса, минимизация рисков, а зачастую и конкурентные преимущества компании. С другой стороны, развитие ИТ для многих структур все еще не является основной деятельностью, кроме того, требует значительных инвестиций, а собственных свободных средств для этого традиционно не хватает, заемные же в современных условиях оказываются очень дорогие.
Что делать?
Развивать ИТ-рельефы придется, отказываться от этого невозможно, но концептуально к этому процессу нужно подходить креативно, при этом тщательно и осторожно. Российский рынок предлагает достаточно широкий спектр вариантов — уровень цифровой зрелости высок как у игроков ИТ-сегмента, так и у большинства корпоративных заказчиков в рублевой зоне — поэтому приходится выбирать схему действий, подходящую именно для данной компании в конкретных финансовых и исторических реалиях. Универсальных решений для крупных корпораций, а зачастую и для средних бизнесов не существует, так как создаваемый ИТ-рельеф и оптимальные форматы потребления ИТ будут сильно зависеть от ряда факторов: особенностей вертикального рынка, организации бизнес- и производственных процессов и внутренней структуры данного корпоративного заказчика, доступных финансовых возможностей, активности конкурентов и ряда других факторов.
«Клаудмастер» — российская FinOps-платформа для управления облачными затратами
Платформа входит в экосистему решений вендора «Инферит» (ГК Softline) и включена в реестр отечественного ПО. Помогает частным и государственным организациям автоматизировать управление затратами на облачную инфраструктуру. Обеспечивает аналитику, прогнозирование и оптимизацию расходов до 30%, способствует прозрачности финансовых потоков в реальном времени.Пользователи оперативно получают информацию о потреблении ресурсов, выявляют неэффективно используемые сервисы, сравнивают затраты с прогнозами и оптимизируют финансовые потоки. Это снижает риски перерасхода бюджета, упрощает контроль и повышает эффективность управленческих решений.
Платформа интегрируется с крупнейшими российскими провайдерами и Kubernetes, поддерживает публичные и приватные облака и адаптируется под любые ИТ-среды с помощью моделей SaaS и On-Premise. Отличается простотой внедрения и интуитивным интерфейсом.
Возможности «Клаудмастер»:
- детализация расходов по ИТ-ресурсам, проектам и бюджетам в едином дашборде;
- распределение ресурсов и контроль лимитов через центры затрат;
- единый источник данных по облачным расходам в компании;
- автоматическое обнаружение аномалий потребления;
- рекомендации по оптимизации использования облачных сервисов без ущерба производительности;
- масштабируемость и поддержка мультиоблачной среды.
«Благодаря внедренному решению мы смогли увидеть наглядно траты на облако и оптимизировать их, сократив объем избыточных ресурсов», — Андрей Яшин, РВК.Цифровые решения.
«Клаудмастер» стал для нас не просто инструментом, а настоящим стратегическим партнером. Прозрачность, детализация и автоматизация, которые платформа предоставляет, кардинально изменили наш подход к управлению облачными ресурсами«, — Сергей Гренивецкий, Head of DevOps, МТС Юрент.
«Подключение к FinOps-платформе „Инферит Клаудмастер“ стало ключевым шагом для контроля над затратами и эффективного управления ресурсами. Мы не только снизили расходы, но и получили прозрачность, необходимую для принятия стратегических решений», — Владимир Гладун, СРО Эсборд.
Реклама ООО «Софтлайн Платформы», ИНН: 7723418184
Одного делать точно нельзя: пытаться «залить деньгами» проблему развития корпоративного ИТ; сделать это точно не получится — денег, нужных для такого подхода в рублевой зоне, у большинства компаний нет и в обозримом будущем не будет. Нужно искать и внедрять инновационные решения, но на практики оказывается, что полного набора опыта для создания таких схем в имеющейся ситуации — которая, к тому же, изменяется крайне динамично и зачастую непредсказуемо — нет ни у кого. Все в равных условиях, всем приходится изобретать и экспериментировать, привлекая все доступные ресурсы.
Для оценки вариантов развития ИТ и выстраивания соответствующих стратегий требуются совместные усилия indoor-команды «айтишников» корпоративного заказчика, интеграторов, консалтеров, а зачастую и вендоров. Особенность текущего момента состоит в том, что в качестве интегратора, консалтера и вендора все чаще вступает сервис-провайдер, которых оказывается ключевым носителем экспертизы для корпоративных заказчиков.
Роль сервис-провайдеров в национальном ИТ растет опережающими темпами, пропорционально росту востребованности сервисной модели потребления ИТ-ресурсов. «Сервисная модель потребления ИТ в России переживает этап активной трансформации, — говорит Дмитрий Важенин, директор по развитию бизнеса FinOps-платформы «Клаудмастер». — Рост популярности сервисной модели обусловлен запросом бизнеса на гибкость и оптимизацию расходов, что становится особенно важным в условиях экономической нестабильности».
В некоторых сегментах ИТ — например, в ИБ — требования к гибкости решений и скорости внедрений растут опережающими темпами. «Требования к обеспечению безопасности цифровых активов постоянно возрастают, учитывая сложность и постоянное изменение тактических особенностей современных кибератак», — говорит Дмитрий Соловьёв, технический директор M1Cloud. Компании хотят заниматься своей основной деятельностью, не отвлекаясь на инциденты, напомнил Дмитрий Васильев, руководитель управления информационной безопасности в Softline, выступая на обнародовании финансовых результатов корпорации за I квартал 2025 года. Очевидно, что оптимальное решение для бизнесов в таких условиях — потребление ИБ по сервисной модели.
Основные преимущества сервисной модели потребления
Технические аспекты, обеспечивающие преимущества арендной модели потребления — гибкость, более высокий уровень стабильности работы и т. д. — известны давно, а вот про финансовые часто забывают. Оплата «по подписке» или «по факту использования» вместо крупных разовых инвестиций в оборудование и лицензии позволяют перенаправить средства корпоративного заказчика на ключевые бизнес-задачи, считает Дмитрий Важенин. Возможность обеспечения роста компании без необходимости долгосрочных инвестиций в инфраструктуру порадует всех — от финансистов-экономистов до директората и акционеров.
«Сервисная модель в России набирает обороты и становится всё более востребованной», — отмечает Никита Новиков, эксперт по кибербезопасности Angara Security
Интересно, что актуальность формата касается как компаний в целом, так и ИТ-отделов. Специалисты-«айтишники» могут сосредоточиться на стратегических задачах и развития архитектуры, а не на поддержке «железа», проведении регулярных обновлений и т. д. Состояние рынка труда — один из ключевых драйверов, стимулирующих развитие сервисной модели, уверен Никита Новиков, называя в соответствующем перечне нехватку ИТ-специалистов, ставя этот фактор выше растущих требований к отказоустойчивости и масштабируемости, а также высокой стоимости владения собственной ИТ-инфраструктурой.
Напомним, что кроме технических моментов следует помнить о сопутствующих юридических: арендованная инфраструктура может изначально удовлетворять требованиям регуляторов в плане соответствие стандартам безопасности, причем без дополнительных затрат ресурсов — прежде всего, временных, которые могут быть значительными — на сертификацию своей инфраструктуры.
Компании, переходящие на сервисную модель потребления ИТ, могут рассчитывать на быстрое внедрение новых инновационных инструментов (ИИ, BigData, блокчейна и др.), а также классических, но получивших новое звучание и повышенную актуальность (резервирование, бэкапы/восстановление, защита от DDoS и т. д).
Проблемы знакомые, но инструменты нужны новые
Новым форматам потребления ИТ нужны новые формы учета & контроля, прежде всего, для расходов.
«Без внедрения FinOps-практик многие организации сталкиваются с „облачным шоком“ из-за неконтролируемых расходов, — предостерегает Дмитрий Важенин. — FinOps становится „мостом“ между ИТ и финансами, позволяя не только сокращать издержки, но и прогнозировать затраты в динамичных средах».
FinOps, нельзя назвать новым веянием. Это направление, которое применяет известные концепции DevOps (гибкость, непрерывную интеграцию и развертывание, а также обратную связь с конечным пользователем) для управления финансами, бюджетирования и оптимизации затрат, аналитики Gartner назвали одним из ключевых элементов для дальнейшего распространения «облака» еще в 2023 году. За это время FinOps — и инструменты для его реализации — успели пройти существенный путь развития. FinOps всё чаще становится обязательным элементом ИТ-стратегии, таким же, как привлечение консалтеров/аудиторов, проведение пентестов и т. д.
Но появились и дополнительные проблемы. Например, теперь прогнозирование затрат на сервисы усложняет ряд объективных факторов. Весь OPEX как формат сегодня испытывает давление со стороны общерыночных факторов, отметил Артем Тараканов, финансовый директор Softline, выступая на обнародовании финансовых результатов корпорации за I квартал 2025 года: заработная плата ИТ-специалистов растет, а из этих затрат состоит значительная часть себестоимости ИТ-сервисов, на которые поставщики вынуждены поднимать цены.
Подчеркнем, что в современном состоянии практики FinOps существуют для «облачных» сервисов. Но легко предположить, что в ближайшем времени произойдет распространение на другие формы сервисного потребления ИТ. Прецеденты подобных «экспансий» уже есть — ITSM успешно расширено до ESM (Enterprise Service Management — подход к управлению услугами предприятия, основанный на принципах ITSM). Более того, это уже происходит. «FinOps эволюционирует из инструмента контроля затрат в платформу для кросс-функционального управления, объединяя финансы, DevOps и бизнес-цели, — отмечает Дмитрий Важенин. — Недавние обновления фреймворка говорят о распространении не только на публичное „облако“, но и на частное, ЦОДы, лицензии и пр.»
Трансформация: возможна более того, необходима
«Облака» не единственный вариант в сервисной модели потребления ИТ-ресурсов, поэтому рынку придется постепенно расширять FinOps-практики и на другие вариации сервисов: от HaaS/DaaS до «bare metal» и «печать как услуга».
«Коллокация, bare metal и схожие сервисы сохраняют спрос в сегментах с требованиями к контролю, отказоустойчивости и производительности, — говорит Никита Новиков. — В отличие от традиционного „облака“ они позволяют клиентам использовать собственное оборудование или полностью выделенные ресурсы без слоя виртуализации». Однако в массовом рынке «облачные» модели остаются более гибкими и экономически выгодными, подчеркивает Никита Новиков.
Также, скорее всего, практики будут распространены на взаимодействие с персоналом. По сути, работа с фрилансерами — все та же аренда ресурса, как и аренда средств производства, недвижимости, транспорта и т. д.
Рынок активно адаптируется к новой реальности. Продажи сервисов смещаются в сторону партнерских и канальных моделей, говорит Дмитрий Важенин, хотя прямые продажи сохраняют позиции в крупных сделках.
На рынке действуют как драйверы, так и ингибиторы, картину которых Дмитрий Важенин видит так.
Ключевые драйверы:
- «Цифровая трансформация» и гибридные форматы работы.
- Давление на оптимизацию бюджетов.
- Рост сложности ИТ-ландшафтов.
Ингибиторы:
- Регуляторные ограничения (например, локализация данных).
- Дефицит кадров в целом ряде направлений.
- Недостаточная зрелость процессов автоматизации у многих компаний.
Подводя итоги, можно отметить, что сервисная модель подходит корпоративным заказчикам, которые ценят гибкость и хотят минимизировать CapEx, но требуют анализа долгосрочных затрат и рисков зависимости от вендоров. «Ключ к успеху — проактивный подход, включающий в себя мониторинг, анализ, оптимизацию и постоянный контроль», — говорит Сергей Сженов, директор направления облачных решений в EdgeЦентр.
В современных условиях особую важность приобретает консалтинг. «Сегодня каждая компания стремится ускорить „цифровую трансформацию“ и использовать преимущества „облаков“, — подчеркивает Максим Мантуров, директор по облачным продуктам „Инферит“. — В то же время растущие „облачные“ счета становятся головной болью для руководителей». Сервис FinOps-консалтинга позволяет посмотреть на расходы под новым углом и выявить возможности для оптимизации, не теряя в скорости и маневренности бизнеса, которые дает «облако», уверен Максим Мантуров.
Вместо заключения
Мы говорили об оптимизации затрат от применения сервисной модели именно при потреблении ИТ. «Во главе спроса — гибридные и „мультиоблачные“ решения, а также контейнеризация, — говорит Дмитрий Важенин. — В среднесрочной перспективе усилится тренд на сервисы с элементами AI/ML, где FinOps критичен для управления ресурсоемкими вычислениями». Тут техники и методики наиболее развиты, а опыт разноплановых внедрений игроки рынка нарабатывают очень быстро.
Ситуация находится в постоянной динамике, меняются подходы, идет развитие самих терминов и концепций.
«В классическом понимании сервисная модель — это „облачные“, регулярные, масштабируемые услуги по подписке с чёткими SLA, как в случае с IaaS, SecaaS или SOC-as-a-Service, консалтинг, пентесты, аудит и FinOps в традиционном виде — это разовые или проектные услуги, а не сервисы, — говорит Никита Новиков. — Однако рынок постепенно трансформирует часть этих направлений в сервисный формат — например, мониторинг уязвимостей или сопровождение FinOps по модели „as a Service“».
С этим согласен Дмитрий Важенин, который отмечает, что «смежные» модели, такие как коллокация или bare metal, не теряют актуальности: они дополняют «облака» в сценариях, требующих высокой производительности или соблюдения регуляторных норм.
Конечно, на рынке присутствуют ингибиторы, но они не критичны. В ближайшие
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
erid: