23 мая 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Распределение субъектов РФ по уровню доступности услуг связи: 2024. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Значения доступности показателей услуг связи в субъектах РФ: 2024. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

На большей части территории страны сформированы благоприятные условия доступа к телекоммуникационной инфраструктуре. Такой вывод следует из проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализа дифференциации российских регионов по уровню доступности услуг связи.

Справочно: доступность услуг связи рассчитана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по предварительным данным Минцифры России и Росстата на основе показателей, характеризующих число абонентов1 мобильного широкополосного доступа (далее — ШПД) к интернету и фиксированного ШПД со скоростью 100 Мбит/с и выше на 100 человек населения, соотношение абонентской платы за пакет услуг мобильной связи (включая интернет) и за фиксированный доступ к интернету со среднедушевыми денежными доходами населения.

Группировка субъектов РФ проведена посредством иерархической кластеризации методом Уорда (Ward) на основе значений указанных выше показателей2. В качестве меры расстояния между наблюдениями использовался квадрат евклидова расстояния.

Согласно Стратегии развития отрасли связи РФ до 2035 года, государственная политика в сфере развития телекоммуникационной инфраструктуры направлена, в том числе, на обеспечение однородности и бесшовности покрытия услугами связи всех регионов страны вне зависимости от их удаленности и плотности населения. Привлечение средств федерального бюджета и применение мер государственного регулирования стимулирует операторов связи развертывать свою инфраструктуру на территориях, не всегда обеспечивающих быструю окупаемость их инвестиционных проектов. Повсеместный доступ к современным услугам связи — один из важнейших аспектов устранения цифрового неравенства, обеспечения цифровой трансформации бизнеса и общества. В частности, надежный интернет требуется для работы с большими данными, интеграции в бизнес-процессы технологий искусственного интеллекта, Интернета вещей и т. д. С другой стороны, для характеристики доступности услуг связи в целом ключевыми выступают параметры развития интернет-сегмента отрасли телекоммуникаций. Именно он в последнее десятилетие демонстрирует опережающий по сравнению с телефонной связью рост доходов и трафика. Наличие мобильного доступа к сети по-прежнему остается одним из основных маркеров развития инфраструктуры связи, тогда как при оценке качества фиксированного ШПД все более важным параметром становится возможность высокоскоростного доступа к интернету (со скоростью 100 Мбит/с и выше), обеспечивающего обмен большими объемами данных с минимальной задержкой сигнала.

В 2024 г. в России на 100 человек населения насчитывалось 123 абонента мобильного ШПД и 18 — фиксированного высокоскоростного доступа к интернету. В период с 2020 по 2024 гг. среднегодовой прирост этих показателей составил 5,7 и 16,8% соответственно. За эти пять лет соотношение абонентской платы за пакет услуг мобильной связи со среднедушевыми денежными доходами жителей страны практически не менялось и составило около одного процента, а ценовая доступность услуг фиксированного доступа к интернету даже повысилась на 0,5 п. п. (с 1,5% до 1% в 2024 г.). В то же время возможности доступа к услугам связи варьируют на различных территориях страны.

В 2024 г. зафиксирован трехкратный разрыв между максимальным и минимальным значением числа абонентов мобильного ШПД на 100 человек населения. Межрегиональная дифференциация по абонентам фиксированного высокоскоростного доступа к интернету более выражена — значения показателя расходятся в 30 раз. Разница между самой дорогой и самой дешевой мобильной связью в расчете на среднедушевые денежные доходы населения региона составляет 2,1 п. п., а плата за услуги фиксированного доступа к интернету варьирует в пределах 3,2 п. п. По величине указанных показателей, характеризующих востребованность и стоимостные характеристики услуг связи, субъекты Российской Федерации распределились на четыре группы: территории с максимальной, высокой, средней и низкой доступностью услуг связи (рис. 1).

Группы:

Максимальный уровень доступности услуг связи. Эта группа состоит из 15 субъектов РФ и выделяется самыми высокими показателями востребованности телеком-услуг и наиболее приемлемыми ценами на них. В группу лидеров, помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, входят пять субъектов, административными центрами которых являются города-миллионеры, и ряд регионов (в том числе расположенных в западной части Арктической зоны РФ), отличительной особенностью которых выступают высокие значения среднедушевых денежных доходов населения.

Высокий уровень доступности услуг связи. Самая многочисленная группа, включает 42 субъекта РФ с различными социально-экономическими, географическими, демографическими и иными характеристиками. Представители группы незначительно уступают регионам-лидерам по всем рассматриваемым показателям: по числу абонентов мобильного ШПД на 100 человек населения (в 1,3 раза), фиксированного высокоскоростного доступа к сети (в 1,1 раза), по стоимости мобильной связи (на 0,5 п. п.), фиксированного интернета (на 0,3 п. п.).

Средний уровень доступности услуг связи наблюдается в 22 субъектах РФ, большинство из которых являются приграничными или отличаются низкой плотностью населения. Средние значения анализируемых показателей по этим регионам незначительно расходятся с параметрами второй группы (а по ценовой доступности мобильной связи — даже превосходят их) за исключением двукратного отставания по числу абонентов фиксированного высокоскоростного интернета. В сравнении же с лидирующей группой территории со средним уровнем доступности услуг связи уступают по числу абонентов мобильного ШПД (в 1,3 раза), фиксированного высокоскоростного доступа к интернету (в 2,3 раза), по стоимостным характеристикам мобильной связи и фиксированного интернета (на 0,2 и 0,3 п. п. соответственно).

Низкий уровень доступности услуг связи наблюдается в шести регионах, отличительной чертой которых выступает сравнительно низкий уровень ВРП и среднедушевых денежных доходов населения. По числу абонентов мобильного ШПД и фиксированного ШПД со скоростью 100 Мбит/с и выше на 100 человек населения показатели четвертой и первой групп различаются в 2 и 4,5 раза соответственно. Соотношение стоимости мобильной связи со среднедушевыми денежными доходами жителей выше на 1,1 п. п., а услуг доступа к фиксированному интернету — на 1,6 п. п. Таким образом, регионы этой группы значительно уступают остальным по всем анализируемым показателям.

Распределение регионов по выделенным четырем группам позволяет сделать несколько важных выводов. Примерно каждый пятый субъект РФ характеризуется максимальным уровнем доступности услуг связи. На большей части территории страны сформированы благоприятные условия доступа к телекоммуникационной инфраструктуре. (рис. 2)

Комментирует Василий Абашкин, главный эксперт Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Наиболее благоприятные условия для деятельности операторов связи, в частности развертывания телекоммуникационной инфраструктуры, создает сочетание таких факторов, как высокий уровень социально-экономического развития территорий и концентрация населения в городах. Наш анализ показал, что даже на фоне имеющихся различий в географических, экономических, демографических и иных характеристиках доступ к качественной и недорогой связи имеет подавляющее большинство россиян. Явное отставание в доступности телеком-услуг проявилось лишь в нескольких субъектах, отличающихся сравнительно невысокими показателями социально-экономического развития. Вероятно, новые регионы также столкнутся с трудностями в развертывании современной телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей запросам населения. На решение этой проблемы нацелена в том числе принятая в конце 2024 г. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года».

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Минцифры России, Росстата; результаты проекта «Мониторинг технологий искусственного интеллекта и цифровой трансформации экономики и общества (1 волна)» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Василий Абашкин и Михаил Сахно, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ