27 мая 2025 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил кооперационные стратегии предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности при реализации исследований и разработок, оценив интенсивность и значимость привлечения различных контрагентов.
Справочно: исследование базируется на результатах специализированного опроса 1207 предприятий высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей высокого уровня обрабатывающей промышленности (согласно классификации Евростата / ОЭСР), проведенного в рамках проекта ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Мониторинг инновационного поведения предприятий» (октябрь—декабрь 2024 г.). Выборка репрезентативна по видам экономической деятельности. Результаты взвешены для отражения реальной структуры российской экономики.
Основные партнеры по кооперации
Исследования и разработки — важная часть бизнеса российских предприятий в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях высокого уровня обрабатывающей промышленности. В
Абсолютное большинство предприятий в российском хайтеке, осуществляющих инновационную деятельность (93,2%), взаимодействуют с внешними организациями в целях проведения совместных исследований и разработок. Распространенной формой кооперации является сотрудничество внутри цепочки поставок, прежде всего с поставщиками сырья, материалов и комплектующих (76,5%) и клиентами (74,5%), а также с предприятиями-смежниками (74,3%) (рис. 1). При этом более половины компаний высоко оценили вклад участников жесткой вертикальной кооперации в укрепление научно-технологического потенциала бизнеса.
Интенсивность взаимодействия с сектором производства знаний также достаточно высока: вузы и научные организации (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и др.) выступают важным стратегическим партнером для предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности (более 65% по каждой группе). Примечательно, что лишь около трети организаций дают позитивную оценку значимости совместных проектов по выполнению исследований и разработок, примерно столько же предприятий остались недовольны взаимодействием с вузами (32,5%).
Инновационная культура и открытость
Уровень зрелости инновационной культуры предопределяет открытость инновационных стратегий в российском хайтеке (рис. 2). Среди опрошенных предприятий более половины стратегически нацелены на интенсификацию инновационных процессов и повышение восприимчивости сотрудников к инновациям
Вне зависимости от типа партнера в совместном выполнении исследований и разработок преимущественно заинтересованы предприятия, нацеленные на максимально активное использование внешних каналов получения информации и идей, для которых инновации — стратегический приоритет, а портфели инновационных проектов тесно связаны с целями развития. Кроме того, взаимодействие с контрагентами способствует диверсификации рисков отрицательных результатов научно-исследовательских проектов и разработок, а также стимулирует интерес к кооперации со стороны предприятий, регулярно осуществляющих высокорисковые инновационные проекты.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационного поведения предприятий; результаты проекта «Национальная инновационная система 2.0: вовлечение ключевых акторов в трансформационные процессы» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Валерия Власова и Николай Чичканов, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

















