6 июня 2025 г.
Сегодня блокчейн-технологии применяются в самых разных отраслях, включая розничную торговлю, так как они открывают новые возможности для повышения эффективности, безопасности и прозрачности бизнес-процессов. Блокчейн требует значительных вычислительных ресурсов для обработки транзакций и хранения данных. Облака позволяют ритейлерам разворачивать и масштабировать блокчейн-инфраструктуру по мере необходимости. Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud, рассказал, как облака помогают использовать блокчейн для трансформации ритейла.
Управление запасами, прозрачность цепочек поставок и подтверждение подлинности
Одной из ключевых проблем ритейла является сложность отслеживания движения товаров от производителя до конечного потребителя. По данным IBM, 73% потребителей готовы платить больше за бренды, которые предлагают полную прозрачность в отношении происхождения продукта и цепочек поставок.
Блокчейн-технологии позволяют создавать уникальные цифровые сертификаты для каждого товара, которые невозможно подделать, и собирают децентрализованную базу данных, в которой каждая транзакция (например, перемещение товара) записывается в виде блока, связанного с предыдущими блоками. Это обеспечивает полную прозрачность цепочки поставок и позволяет легко выявлять подделки, что защищает как бренды, так и потребителей.
Помимо этого, фиксация каждой операции в цепочке поставок с помощью блокчейна позволяет автоматизировать процесс учета товаров. Это помогает избежать дефицита или переизбытка товаров, что особенно важно в условиях высокой конкуренции. По данным исследования Verified Markets Report, интеграция блокчейна может привести к значительному снижению затрат на запасы, до 30% для компаний, которые полностью охватывают эту технологию.
Крупные торговые сети имеют тысячи позиций в ассортименте, соответственно, количество транзакций может быть огромным. Чтобы данные о каждом товаре можно было хранить и обрабатывать в виде блокчейн требуются масштабируемые облачные мощности, которые можно настраивать под текущие потребности с учетом пиков нагрузки и динамически увеличивать или уменьшать вычислительные мощности. Это особенно важно для ритейла, где спрос может сильно варьироваться в зависимости от сезона, праздников или других факторов. Облачные решения обеспечат бесперебойную работу блокчейн-сети и предотвратят задержки в обработке транзакций.
Маркетинговые кампании и лояльность клиентов
По данным опроса IAB, 89% маркетологов считают, что технология блокчейна может повысить прозрачность в цепочке рекламных поставок. Блокчейн обеспечивает прозрачность, снижая риск мошенничества с участием ботов.
Блокчейн-технологии могут быть использованы для создания программ лояльности с токенами, которые могут накапливать клиенты за покупки и обменивать их на товары или услуги. Это стимулирует повторные покупки и повышает вовлеченность потребителей.
Блокчейн-базы данных сами по себе устойчивы к потерям благодаря своей архитектуре. Копии базы распределены среди множества узлов сети. Каждый узел хранит полную копию всех блоков цепочки, включая историю всех транзакций. Таким образом, сама природа блокчейна обеспечивает защиту от потери данных и повышает доступность — поскольку данные реплицируются на множестве независимых серверов одновременно.
Облака обеспечивают не только необходимые вычислительные мощности и ресурсы для обработки транзакций, но и поддерживают целостность блокчейн-сети и производительность нодов. Облачные провайдеры предлагают защищенные ресурсы для безопасного хранения и шифрования цифровых ключей и управление правами доступа, что минимизирует риски взлома или утраты данных.
Блокчейн в сочетании с облачными технологиями открывает новые горизонты для ритейла. Блокчейн в совокупности с масштабируемостью облачных ресурсов приносит прозрачность, безопасность и эффективность в отрасль розничной торговли.
Источник: Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса компании M1Cloud