20 июня 2025 г.

Сергей Путин

Сфера ЖКХ довольно консервативна. Но цифровизация постепенно начинает играть все большую роль — и отрасль меняется к лучшему. А такие понятия как искусственный интеллект или кибербезопасность актуальны даже для поставщиков коммунальных услуг. Об этом рассказал ИТ-директор ГК «Росводоканал» Сергей Путин.

Тенденции отрасли

Компании, которые массово внедряют у себя элементы цифровизации и автоматизации, обычно опережают менее технологичных конкурентов. В отрасли ЖКХ это не так заметно, поскольку рыночная конкуренция в нашей сфере практически отсутствует. Но среда цифровизируется, просто результат проявляется в другом — в удовлетворенности клиента, для которого многие процессы и услуги становятся более быстрыми и качественными.

Однако монополия в ЖКХ постепенно ослабевает: например, в новых микрорайонах все чаще появляются собственные котельные, системы водоснабжения. Нельзя сказать, что это происходит повсеместно, но в долгой перспективе мы явно будем наблюдать подобную тенденцию. Так технологический прогресс создает конкуренцию.

Можно отметить еще одну интересную тенденцию — цифровые платформы развиваются и постепенно забирают часть функций у ресурсоснабжающих компаний. Например, прием оплаты от потребителей сегодня чаще всего происходит через них. Также платформы начинают активно предлагать нетарифные услуги вроде поверки счетчиков или анализов воды. Раньше за этим нужно было обращаться в местный водоканал, а теперь на онлайн-площадке можно заказать проведение пробы воды в доме или в поселке.

Несмотря на консервативность сферы ЖКХ и отчасти устаревшую инфраструктуру, «Росводоканал» только в 2023 году вложил в цифровизацию 283 млн рублей. В регионах, где автоматизация более глубоко интегрировалась в повседневные процессы, уровень аварийности заметно снизился по сравнению с менее развитыми локациями.

К сожалению, быстро положительных результатов достигнуть не получится. Нужно или одномоментно заменить все, или двигаться планомерно, модернизируя и улучшая бизнес-процессы постепенно.

Помимо самой автоматизации есть множество сопутствующих факторов, которые приходится учитывать. Допустим, в компании можно внедрить 1С для управления ремонтами. Для этого сначала придется провести анализ, обучить работников, адаптировать производство. Процесс долгий, трудоемкий и не всегда приятный — напоминает не спринт, а многочасовой марафон. Но в будущем эти усилия окупятся.

Потенциальные возможности ИИ в сфере ЖКХ

ИИ способен успешно применяться в сфере ЖКХ — в том числе, для задач водоснабжения и водоотведения. В «Росводоканале» используются новые технологии, но пока не в том объеме, в котором хотелось бы. Сейчас искусственный интеллект решает задачи повышения операционной эффективности: использование чат-ботов, распознавание изображений, голосовые сервисы, роботизированная автоматизация некоторых процессов. Подобные технологии уже успешно внедряются и показывают себя с положительной стороны.

Но этого мало. ИИ концентрируется на прикладных решениях, но мог бы принести гораздо больше пользы, если бы применялся в других нишах, для трансформации отрасли. Например, существуют цифровые двойники — виртуальные копии физического объекта или процесса. Оцифрованная модель водоснабжения и водоотведения в состоянии отслеживать каждый литр воды — начиная с очистки на станции до попадания ее к потребителю. Подобная система могла бы повысить эффективность многих компаний в сфере ЖКХ, но внедрение цифровых двойников упирается в их высокую стоимость. Затраты достигают миллиардов рублей, и эти средства неоткуда взять без изменения тарифного регулирования.

Поэтому пока отрасль продолжает использовать ИИ для операционных решений, а более масштабные возможности остаются лишь на уровне концепций. Хотя искусственному интеллекту необходимо выходить за существующие рамки, чтобы приносить существенные изменения в области ЖКХ.

Что-то поменять могли бы механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), но пока конкретных инициатив тоже не предложено.

Угрозы кибербезопасности

По мере того как отрасль ЖКХ цифровизируется, встают вопросы безопасности. Вся ИТ-инфраструктура должна быть защищена и функционировать непрерывно: внутренние сбои или вмешательство извне способны привести к неприятным социальным последствиям. Поэтому без защиты цифровизация становится фактически бесполезна — вся система превращается в некий «колосс на глиняных ногах».

Можно выделить три основных угрозы на сегодняшний день. Первая — действия мошенников. Это осложняется тем, что сотрудники сферы ЖКХ используют личные гаджеты для рабочих целей, и существуют риски утечки данных. Вторая — хакерские атаки, пытающиеся вывести из строя ИТ-инфраструктуру. И третья — DDoS‑атаки, которые способны буквально парализовать работу компаний и принести огромные убытки. В последнее время все чаще возникают угрозы, связанные с вирусами-шифровальщиками: с их помощью злоумышленники воруют данные, а потом начинают требовать выкуп.

Поэтому приходится выстраивать систему информационной безопасности. Для ее создания существуют нормативные акты — например, ФЗ № 152 о персональных данных. Правда, чтобы реализовать требования законодательства, необходимо соответствующее финансирование — а компании в сфере ЖКХ не всегда располагают средствами.

Все стараются искать выход из положения и золотую середину между лимитами бюджета и необходимостью защитить критически важные процессы. В «Росводоканале» тоже существуют инструменты, которые помогут в короткие сроки восстановить работу системы даже после хакерской атаки. Среди них — Центр обеспечения безопасности.

Биллинг, личный кабинет и прочие подобные системы есть уже у многих компаний. Но это еще не цифровизация в полной мере. В идеале должна быть возможность в цифровом формате проследить весь путь ресурсов до попадания к потребителю — и над этим еще предстоит работать.

Источник: Сергей Путин, ИТ-директор ГК «Росводоканал»