24 июня 2025 г.
Онлайн-среда для современной молодежи — не просто «дополнение» к реальности, а полноценное пространство для жизни, где формируются социальные связи, идентичность и картина мира.
- Молодежь в два раза больше общается с близкими и друзьями онлайн, чем в обычной жизни (61% и 33%).
- Чаще всего молодые люди смотрят в сети контент на тему юмора (56%), образования и науки (49%), международных и федеральных новостей
(43-44%). - 58% ставят лайк понравившемуся контенту.
- Половина (53%) с разной периодичностью публикуют контент для широкой аудитории.
Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодежи о коммуникации в сети.
Жизнь в статусе «онлайн»
Для современной молодежи («родившейся с гаджетом в руках» и не знающей мира без интернета) онлайн — это естественная среда для жизни и общения. Молодежное общение все больше уходит в цифровую плоскость: виртуальное взаимодействие вытесняет живые встречи (61% vs. 33%), особенно среди самых юных (69% vs. 24% в группе
В течение дня молодые, по собственным оценкам, сидят в различных аккаунтах около 9 часов — это медианное значение суммы по всем аккаунтам в тестируемых в ходе опроса социальных сетях и мессенджерах. Цифровая жизнь современной молодежи сосредоточена вокруг нескольких ключевых платформ, Telegram, WhatsApp и «ВКонтакте» удерживают первенство по повседневной вовлеченности. По признаниям самих молодых людей, больше всего времени они проводят в Telegram, около
Чем интересуются в сети?
Молодежь потребляет контент в разном формате: тексты по-прежнему остаются важным форматом, особенно для старшей группы. Длинные видео больше популярны у парней, а короткие, напротив, у девушек. Восприятие информации становится многоканальным, предпочтения зависят и от возраста, и от пола, но интерес к текстовому контенту сохраняется.
Информационные интересы молодежи разнообразны: наряду с юмором — безусловным лидером внимания — высок спрос на образовательный, научный и новостной контент, особенно среди парней и старшей молодежи. Девушки активнее следят за темами здоровья, семьи, культуры и кулинарии, в то время как парни чаще выбирают технологии, политику и киберспорт. Молодежь не уходит от серьезных тем: она интересуются как международной повесткой, так и федеральными и региональными новостями. Медиапотребление молодых людей — это не развлечение ради развлечения, а естественный способ ориентироваться в быстро меняющемся мире.
При этом молодежь в сети ориентируется не столько на форму, сколько на содержательное наполнение: текст остается востребованным форматом контента в серьезных темах, таких как экономика, политика и новости. В то же время видео — как длинные, так и короткие, — актуальны для интересующихся технологиями, киберспортом и культурой. Короткие видео чаще предпочитают те, кто потребляет легкий и развлекательный контент, а длинные — те, кто фокусируется на образовании и глубоком анализе. В целом можно говорить о диверсификации медиапотребления: молодежь охотно переключается между форматами и темами в зависимости от целей — быстро узнать, глубже разобраться или просто отдохнуть.
Подписывайтесь и ставьте лайки!
Молодежная аудитория активно реагирует на онлайн-контент (85% поставят реакцию, сделают репост, сохранят себе или перешлют близким понравившийся контент). Поведение молодежи в интернете указывает на то, что информация для нее — не только средство развлечения, но и повод к общению, формированию общих смыслов с окружением. Если контент вызывает интерес, им делятся и сохраняют, а не просто потребляют. Половина молодых людей отправляют интересные материалы в личные сообщения, особенно если это касается региональных новостей, происшествий, киберспорта, рецептов, сферы красоты и моды.
Четверо из десяти сохраняют контент «на потом», это особенно характерно для тех, кто интересуется культурой, кулинарией и семейными темами. Комментируют и делятся в чатах чаще как те, кто включен в серьезную повестку (политику, новости, образование, экономику, происшествия), так и те, кто увлечен шоу-бизнесом, красотой и модой, киберспортом.
Механизмы вовлечения в цифровом пространстве становятся все более индивидуализированными: пользователи охотнее выражают реакцию «для себя» (добавляют в сохраненное, пересылают в личные сообщения и чаты), чем транслируют вовне (комментируют и делятся на странице). Иными словами, цифровое поведение ориентировано преимущественно на микрокоммуникации и персонализированное потребление, а публичные формы выражения остаются менее значимыми.
Контент «в самое сердечко»
Данные показывают, что молодые люди чаще реагируют на полезный и эмоционально заряженный контент, который совпадает с их взглядами. Значительная доля опрошенных говорят, что прореагировали бы (лайк/дизлайк/коммент) на контент, отражающий их позицию.
Наиболее востребованными контент-мейкерами могут стать те, кто будет создавать для своей аудитории атмосферу спокойствия и доброжелательности. Половина молодых людей говорят, что прореагировали бы на контент, вызывающий сильные позитивные эмоции, тогда как на контент, вызывающий сильные отрицательные эмоции, — каждый седьмой. Полезный контент также отметит реакцией каждый второй. Визуальная привлекательность важна, но уступает содержанию. В итоге соцсети остаются площадкой для подтверждения идентичности, поиска значимого, резонирующего контента, а также знакомства с новым и впечатляющим.
Контент: создание или потребление?
Для многих цифровая активность остается скорее инструментом потребления, чем самопрезентации. Большинство респондентов не публикуют собственный контент регулярно и в целом не придают большого значения самовыражению в соцсетях. Мужчины и старшие возрастные группы в меньшей степени склонны делиться личным, тогда как молодежь
Мем-культура как норма общения
Мемы — широко используемый инструмент коммуникации среди молодежи. Половина всех опрошенных применяют мемы ежедневно, при этом 18-24-летние — значительно активнее остальных. Старшие возрастные группы реже прибегают к мемам в общении. Иными словами, мемы становятся не просто развлечением, а важным языком цифровой культуры и социальной вовлеченности.
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ