7 июля 2025 г.
2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о тунеядстве.
Работягам добро пожаловать, или Тунеядцам вход воспрещен
В советской массовой культуре человек, уклоняющийся от общественно полезного труда и живущий за счет других, был кем-то вроде народного антигероя. Времена поменялись, а восприятие рассматриваемого явления — нет: слово «тунеядство» по-прежнему имеет в нашем обществе исключительно негативную коннотацию. В понимании россиян тунеядство — это своего рода форма девиантного поведения, для которой характерны сознательный отказ от трудовой деятельности, иждивенческие настроения и зачастую маргинальный образ жизни. Отсюда образ тунеядца как ленивого, эгоистичного, пассивного человека без жизненных целей и ориентиров, в котором едва ли возможно увидеть жертву сложных экономических обстоятельств.
Из вышесказанного нетрудно догадаться, что людей трудоспособного возраста, которые сознательно не работают, ждет общественное порицание. Однако им, вероятно, все и ограничится: применение формальных карательных мер в отношении тунеядцев сегодня находит слабую поддержку. В России до сих пор не сформировался консенсус относительно возвращения институционального наказания за уклонение от трудовой деятельности: как и десять лет назад, мнения россиян по этому вопросу разделились поровну. Скорее не поддерживают наши сограждане и наказание тунеядцев «рублем»: противников инициативы насчитывается почти вдвое больше, чем ее сторонников. Таким образом, при всей нелюбви к тунеядству россияне, по-видимому, осознают нецелесообразность метода кнута и скорее не готовы возложить ответственность за решение проблемы на государство. Вопрос эффективности «пряников» пока остается открытым...
Лишь бы (не) работать
Россияне неоднократно называли работу одним из важнейших атрибутов повседневной жизни. И дело не только в материальных стимулах: мотивация к труду сохраняется и в случае гипотетической и реальной победы в лотерею. В ходе июньского опроса большинство россиян также заявили, что, будь у них возможность не работать, они бы от такой возможности отказались. Полученные данные еще раз свидетельствуют, что в России сложилось особое отношение к труду. Советский период заложил прочные основы трудового воспитания, отголоски которого сильнее всего доносятся до старших поколений. Если последние твердо придерживаются установки «кто не работает, тот не ест», то в молодежи больше отзывается мудрость «не работой единой...». Молодые люди более открыты и терпимы к альтернативным жизненным сценариям, в которых работа необязательно играет первостепенную роль. В частности, зумеры в
Источник: Людмила Богомазова, ВЦИОМ