5 сентября 2025 г.

Большинство российских компаний продолжают планировать бюджет на год, использовать Excel и редко обновляют бюджеты, а полноценные драйверные модели применяют лишь 12% предприятий.

ГК «КОРУС Консалтинг» провела исследование «Финансовое планирование в России: цифры, тренды, опыт компаний», в котором приняли участие более 130 финансовых директоров и руководителей подразделений промышленных, торговых, финансовых, ИТ и других компаний с годовой выручкой более 2 млрд руб. Исследование показало, что большинство российских компаний по-прежнему работают со статичной моделью планирования, хотя динамичный рынок требует гибкости и быстрой реакции. В то же время бизнес постепенно начинает прорабатывать несколько сценариев, частично применять драйверные модели и внедрять специализированные системы для автоматизации планирования.

Организация процесса и горизонты планирования

Большинство компаний (72%) используют смешанный подход к бюджетированию, сочетая метод «сверху вниз» (цели задает руководство, а подразделения их детализируют) и «снизу вверх» (планы формируются в бизнес-юнитах и консолидируются на уровне руководства). Почти пятая часть респондентов (19%) строит бюджет исключительно «снизу вверх», а около 9% — только «сверху вниз».

Чаще всего горизонт планирования — один год; об этом сообщили 71% опрошенных. Только 27% компаний планируют на несколько лет вперёд.

«Мы живём в „безбюджетном“ мире. Это не значит, что мы не делаем прогнозы для банков, акционеров, инвесторов, просто мы подходим к планированию гибко: работаем в бюджетной системе, в которой по необходимости оперативно собираем прогнозы от бизнеса, сравниваем различные версии прогнозов. Мы анализируем бизнес-юниты, которые отстают от тренда, изучаем компании, которые наоборот опережают темпы, ищем причины и тиражируем этот успех на остальные юниты», — комментирует Олеся Жаворонкова, главный финансовый директор компании РОЛЬФ.

Сценарии и частота корректировок

65% компаний указали, что прорабатывают 2–3 сценария развития, 24% — только один сценарий. Более 91% опрошенных планируют с месячным шагом. При этом 45% респондентов отметили, что корректируют бюджет раз в полгода, а 32% — ежеквартально.

«45% компаний бюджетируют один раз в год, а 24% делают только один сценарий. В условиях изменчивой среды актуальность прогноза теряется быстро, поэтому редкое обновление бюджета и сценариев приводит к тому, что решения принимаются вслепую», — отмечает Сергей Ломпа, заместитель финансового директора Яндекс.Маркета.

Вовлечённость и детализация

Более 82% компаний активно вовлекают бизнес-пользователей в процессы планирования, а 54% опрошенных рассказали, что вовлекают в эти процессы до 100 подразделений. При этом 54% компаний используют среднюю детализацию планов, а 39% — глубокую.

«На наш взгляд необходимо детализировать бюджет поквартально с высокой аналитичностью. Такой уровень аналитичности нужен чтобы и на этапе расчёта, и при контроле видеть точную картину. Это помогает быстро реагировать на изменения и принимать корректные управленческие решения», — подчеркивает Анна Фролова, заместитель директора по бюджетированию «Полиметалл УК».

Автоматизация: Excel пока доминирует

Исследование показало, что 43% компаний до сих пор выстраивают процессы бизнес-планирования в Excel. 33% применяют гибридную модель (Excel, учётные системы или BI). При этом полностью удовлетворены своей системой бюджетирования только 10% компаний.

«Компании стремятся строить планирование на основе данных, но уровень автоматизации во многих отраслях пока недостаточно высокий. Те, кто сумеет объединить данные и процессы бюджетирования в единую систему, выиграют в точности и скорости управленческих решений», — считает Максим Киселёв, руководитель отдела FP&A Т-Банка.

Вызовы планирования

Драйверные модели (подход к планированию, при котором стоимостные показатели математически связаны с натуральными, ценовыми и удельными показателями, определяющими эффективность бизнеса) есть лишь у 12% компаний. Более 61% используют смешанный подход: с частью показателей работают по драйверам, с частью — вручную, а 27% компаний считают всё вручную.

Среди основных вызовов респонденты назвали длительные циклы подготовки планов (51%), ограниченные возможности для многосценарного планирования (59%) и сложность согласования планов между функциями (46%).

«Сегодня в сфере бюджетного планирования можно выделить следующие вызовы. Первый — это длительный цикл подготовки планов, что неизбежно при вовлечённости всех бизнес-подразделений. Второй вызов — поиск оптимального уровня детализации. И третий — это сложность коммуникации и каскадирования многосценарной модели», — отмечает Алина Певунова, директор департамента FP&A «Детский мир».

«Финансовое планирование сегодня приходится выстраивать в условиях постоянной неопределённости. С одной стороны, бизнесу нужна автоматизация — чтобы быстро пересматривать планы, моделировать сценарии и принимать решения. С другой — сложные и дорогие проекты трудно обосновать и включить в бюджет, да и их масштаб часто пугает. Поэтому особенно важна гибкость: и в подходе к планированию, и в подходе к его автоматизации. Компании всё чаще выбирают поэтапный, agile-подход, когда каждый этап даёт быстрый результат и становится частью большой трансформации процессов планирования», — комментирует Анна Флоринская, директор по развитию департамента бизнес-планирования ГК «КОРУС Консалтинг».

Источник: Пресс-служба компании «КОРУС Консалтинг»