12 сентября 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Использование технологий искусственного интеллекта по видам: 2024 (в % от числа организаций, использующих технологии ИИ). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Использование технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах организаций: 2024 (в % от числа организаций, использующих технологии ИИ). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Оценка результатов внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в организации: 2024 (в % от числа организаций, использующих технологии ИИ). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил особенности использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в деятельности компаний в 2024 г. Результаты анализа базируются на данных обследования свыше 15 тыс. крупных и средних организаций — пользователей ИИ, проведенного в 2025 г. Росстатом по методологии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Спектр задач, выполняемых компаниями с помощью ИИ, постоянно расширяется. Основанные на технологиях ИИ решения используются как для обработки разного рода данных, так и, например, для создания нового контента, работы систем предиктивной аналитики, рекомендательных систем и т. д. Среди технологий ИИ наиболее востребованными остаются технологии обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение, а также технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления: их используют 66% и 50% компаний соответственно. Свыше трети организаций применяют в своей работе технологии обработки текста или звуковых данных, включая распознавание и синтез речи. Технологии повышения эффективности ИИ пока не так распространены: они есть только на каждом пятом предприятии, использующем ИИ (рис. 1).

Организации приобретают программное обеспечение для ИИ разными способами. Чаще всего компании привлекают сторонние компетенции для разработки или модификации ПО (56%), чуть реже — покупают готовое к использованию коммерческое ПО (53%). Почти четверть (24%) организаций используют бесплатное ПО. Собственными силами разработку ПО для ИИ осуществляют 23%, дорабатывают ПО с открытым исходным кодом — 18%, дорабатывают приобретенное ПО — 14% организаций. Только 17% пользователей ИИ не разрабатывали и не приобретали новое ПО в отчетном году. Активность в самостоятельной разработке и доработке программного обеспечения объясняется как необходимостью совершенствования приобретенных ранее продуктов и нехваткой на рынке адаптированного под нужды компании ПО, так и желанием минимизировать затраты на внедрение и использование ИИ-технологий.

Искусственный интеллект может использоваться в различных бизнес-процессах. Свыше половины компаний, работающих с ИИ-технологиями, отметили их применение в маркетинге и продажах, производстве продукции и оказании услуг, управлении персоналом. Значительно реже технологии ИИ востребованы в управлении организацией, обеспечении безопасности, логистике и транспорте (рис. 2).

Согласно оценкам организаций — пользователей ИИ-технологий, в 2024 г. наиболее заметным результатом их применения стало повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов: соответствующие эффекты от ИИ отмечали около половины компаний. Свыше трети предприятий, работающих с ИИ, сообщили об увеличении доходов и числа клиентов. О росте производительности труда, повышении качества продукции и услуг под воздействием ИИ свидетельствует каждый пятый пользователь этих технологий. Примечательно, что лишь 15% организаций заявляют о снижении численности работников из-за внедрения ИИ, тогда как наибольшая доля (63%) респондентов отрицает воздействие ИИ на этот процесс. Эффекты от использования ИИ, связанные со снижением себестоимости продукции и услуг, повышением безопасности труда, а также сокращением сроков вывода продукции или услуг на рынок, проявляются в меньшей степени (рис. 3).

В то же время примерно половина (48%) крупных и средних организаций заявили об отсутствии потребности в технологиях ИИ. Ключевыми препятствиями внедрения ИИ для организаций остаются высокие затраты (об этой преграде заявляют 58% респондентов), а также недостаточный уровень развития ИКТ-инфраструктуры организации, нехватка средств для привлечения квалифицированных кадров и дефицит массивов данных, необходимых для работы с ИИ (для трети компаний). Сложность интеграции технологий ИИ в производственные и бизнес-процессы организации, связанные с законодательством ограничения, низкое качество и сложность обработки данных для применения технологий ИИ остаются значимыми барьерами для каждой пятой компании.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Мониторинг технологий искусственного интеллекта и цифровой трансформации экономики и общества (1 волна)» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ