16 сентября 2025 г.
Согласно исследованию «Взрослые и дети в интернете»*, проведённому «Лабораторией Касперского», примерно четверть (26%) школьников старше 10 лет используют нейросети, в том числе для выполнения домашнего задания. Причём среди мальчиков доля выше, чем среди девочек — 33% и 20% соответственно. Эксперты отмечают: чат-боты могут быть полезным инструментом — но лишь в том случае, если ребёнок умеет грамотно с ними работать. Об этом специалисты компании рассказали на конференции Kaspersky CyberSecurity Weekend 2025 в Минске.
Как школьники используют чат-боты
Для современных детей нейросети — это прежде всего «продвинутый поисковик». Они ищут информацию (63%), делают домашние задания (60%), просят что-то объяснить (53%). Но важно, чтобы ребёнок понимал: полностью доверять чат-ботам нельзя. Искусственный интеллект может ошибаться или даже придумывать несуществующие факты. Поэтому школьникам нужно учиться проверять данные и пользоваться другими, более надёжными источниками — например, учебниками.
Кроме того, дети находят для нейросетей прикладные задачи: редактируют фотографии (25%), создают видео- и аудиоконтент (16%).
ИИ другу не замена
Некоторые школьники используют нейросети и для общения: 20% обращаются к чат-ботам, когда нужно выговориться, а 18% задают вопросы, которые стесняются обсудить со взрослыми. Это говорит о том, что дети ищут понимания и поддержки. Но именно этого чат-боты дать не могут. Эмпатия, забота и опыт — это то, что ребёнок получает только в живом общении с родителями и близкими.
Поэтому важно заранее объяснить детям: виртуальная помощь не заменяет реального разговора. Ребёнок должен чувствовать, что может доверять своим родителям в любой ситуации — и особенно тогда, когда проблема действительно серьёзная.
«ИИ — хороший помощник, но главный навык для ребёнка — уметь думать своей головой, взвешивать разные точки зрения и доверять близким людям. Чат-бот не должен превращаться в инструмент для обмана учителей или в замену настоящего общения. Кроме того, с нейросетями нельзя делиться слишком личной и конфиденциальной информацией. А время, проведённое с технологиями, стоит ограничивать, чтобы у ребёнка оставались силы и интерес на живой разговор, игру и собственные открытия», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».
* Опрос «Взрослые и дети в интернете» был проведён компанией Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в России среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста. Всего опрошено 2032 человека — взрослых и детей.
Источник: Пресс-служба компании «Лаборатория Касперского»