19 сентября 2025 г.
- Дефицит «своих» людей. Главный барьер для знакомств — не нехватка времени или социальных навыков, а сложность найти по-настоящему интересных собеседников.
- Знакомятся в свободное время. Большинство предпринимателей считает, что увлечения и тематические сообщества лучше подходят для неформальных знакомств, чем классические бизнес-мероприятия.
- Ценности важнее интересов. Заводя новые знакомства, предприниматели ставят на первое место общие ценности и взгляды на жизнь, а не бизнес-статус.
- Бизнес мешает личной жизни. Главным препятствием для личной жизни одинокие предприниматели называют тотальную нехватку времени на свидания и сложный ритм жизни.
В ЮKassa провели опрос* и узнали, как предприниматели заводят неформальные знакомства. Выяснилось, что многим не хватает дружеского общения, несмотря на широкие возможности цифрового пространства и профессионального нетворкинга. Если раньше деловые круги были естественной средой для расширения круга личных знакомств, то сегодня предприниматели сознательно ищут контакты за пределами профессиональной сферы.
Половина легко знакомится вне работы
Из инструмента для бизнеса неформальное общение превращается в способ борьбы с профессиональным выгоранием и рутиной. Опрос ЮKassa показывает, что 29% предпринимателей целенаправленно ищут новые знакомства вне делового контекста. Ещё 27% признают важность таких знакомств, но им не хватает времени и сил, чтобы расширять круг общения. В то же время 20% участников опроса считают, что это не очень важно, и отмечают, что им хватает общения с близкими людьми и старыми друзьями. Никогда не знакомятся специально 24% опрошенных.
Почти половина респондентов (46%) отмечает, что им легко знакомиться с новыми людьми без делового повода. Ещё 41% иногда испытывает с этим трудности, а 13% признаются, что им непросто найти не связанный с работой повод для знакомства.
Поиск «своих» и недоверие — ключевые трудности
По словам предпринимателей**, знакомиться им помогают в первую очередь собственные интересы и качества: увлечения и широкий кругозор (51%), открытость и любознательность (44%), уверенность в себе (37%). Также знакомствам способствуют путешествия (31%), поддержка друзей (24%), участие в нерабочих мероприятиях (22%). Многие отмечают, что нужно уметь разделять общение и бизнес (17%) и активно вести соцсети (12%). Меньше всего для неформальных знакомств, по мнению участников опроса, важны бизнес-статус и деловой круг общения (2%), а также рабочие конференции и бизнес-мероприятия (2%).
Основная сложность в поиске неформального общения заключается не в отсутствии социальных навыков: почти половине опрошенных легко знакомиться с новыми людьми**. Ключевой барьер — это дефицит «своих» людей: большинство (68%) жалуется, что сложно найти человека со схожим мировоззрением. Среди других препятствий — хроническая нехватка времени (46%), трудности с доверием к новым людям (37%) и отсутствие сил на общение (24%). Также некоторым опрошенным мешает, что они видят в человеке в первую очередь бизнесмена (10%) и не могут «отключить» деловое мышление (10%). Ничего не мешает 22% опрошенных.
Онлайн-предприниматели предпочитают знакомиться офлайн
Несмотря на то, что большинство опрошенных ведут онлайн-бизнес и активно используют цифровые инструменты, для личных знакомств они выбирают живое общение. В тройку самых популярных форматов** вошли путешествия, мероприятия и встречи, связанные с хобби, а также соцсети — эти варианты выбрали по 32% опрошенных. Это показательный тренд: чем больше рабочего времени проводишь в цифровой среде, тем сильнее тянет к реальному общению.
Тематические сообщества выбирают 29% предпринимателей, образовательные курсы и бизнес-мероприятия — 24%, развлекательные мероприятия — 22%. Ещё 17% знакомятся просто на прогулке, в парке или в кафе, 15% — в фитнес-клубах и на спортивных мероприятиях, 7% — в коворкингах, по 5% — на волонтёрских проектах и в дейтинг-сервисах.
О том, что предприниматели научились разделять деловые и личные контексты, свидетельствует их отношение к профессиональным сообществам и бизнес-клубам: только треть (30%) считает их удачным местом для неформального общения. Большинство (68%) допускает возможность личных знакомств в таких местах, но с оговорками.
Знакомства без стратегий
Завязывая новые знакомства, предприниматели демонстрируют удивительную гибкость. У большинства (39%) нет предпочтительного способа знакомиться — они действуют по ситуации. Треть (32%) устанавливает контакт с помощью разговоров на интересные темы. Ещё 13% вообще не нуждаются в специальных поводах для общения, а 10% признались, что не проявляют инициативу сами. Оставшиеся просят общих знакомых представить их новому человеку или привлекают внимание шутками.
Самым важным** при знакомстве 71% респондентов считает общие ценности и взгляды на жизнь. На втором месте — чувство юмора и лёгкость в общении (56%), на третьем — схожие интересы и хобби (54%). Ещё 51% обращает внимание на искренность и доверие, столько же — на возможность быть собой в общении с новым человеком. Для 29% важны также умение слушать и поддерживать, для 27% — надёжность.
«Хобби, широкий кругозор, открытость — вот настоящая валюта в мире неформальных связей. Люди бизнеса устали от ролей и масок, поэтому так ценят возможность быть собой», — отмечает руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.
Отношения по расписанию
Личная жизнь предпринимателей — наглядная иллюстрация тренда на личное общение. Среди всех опрошенных 24% состоят в браке, ещё 15% — в отношениях. При этом у 41% нет партнёра.
Среди тех, кто находится в браке и отношениях, 71% встретил вторую половинку до запуска бизнеса. По 17% познакомились на развлекательных мероприятиях или в соцсетях, по 8% — на образовательных курсах и на спортивных мероприятиях, по 4% — в дейтинг-приложениях, на бизнес-мероприятиях или просто на прогулке, в парке или в кафе. В свободных ответах опрошенные упоминали также знакомства по переписке, на учёбе или работе, в транспорте и даже на литературном вечере.
Среди одиноких большинство (82%) позитивно относится к романтическим отношениям, но не ищет их специально. Ещё 12% респондентов находятся в активном поиске, а 6% совсем не ищут отношений в данный момент.
Главным препятствием** для поиска партнёра одинокие предприниматели считают острую нехватку времени на свидания (71%) и слишком сложный для понимания ритм жизни (53%). Каждый пятый (18%) признаётся, что ему трудно переключиться с деловых забот на личные или что потенциальные партнёры видят в нем в первую очередь статус и деньги. В то же время каждый четвёртый (24%) не видит никаких препятствий.
Искренность как тренд
Исследование ЮKassa вскрывает интересный парадокс: современный предприниматель, существующий в мире жёстких метрик и KPI, в личной жизни ищет совершенно иного. Для него неформальные знакомства — это не столько поиск полезных связей, сколько способ выйти из деловой рутины и найти людей со схожими ценностями.
«Предприниматели ищут не просто собеседников, а людей, способных их понять и обогатить интеллектуально и эмоционально. В итоге мы видим запрос на живое общение и подлинность. Путешествия, тематические сообщества, живые встречи побеждают онлайн-форматы. Это сигнал о том, что в эпоху тотальной цифровизации самой большой ценностью для делового человека становится настоящая человеческая связь», — подводит итог Ирина Полякова.
* В опросе на сайте ЮKassa приняли участие представители более 100 компаний, из которых 67% мужчин и 33% женщин. Среди них индивидуальных предпринимателей — 51%, самозанятых — 39%, ООО — 10%.
** Вопрос с множественным выбором.
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney