24 сентября 2025 г.
Материться мы стали больше, чем раньше. Но нам это не нравится...
- Семь из десяти россиян с разной периодичностью ругаются матом (71%), в том числе каждый третий — ежедневно (34%, 2008 г. — 20%).
- 65% скорее негативно относятся к использованию ненормативной лексики в Сети, 28% — нейтрально и только 3% — положительно.
- Законопроект о маскировке матерного интернет-контента скорее находит общественную поддержку (71%).
- Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования о ненормативной лексике.
Мат как новый языковой стандарт
Как показывают результаты прошлых исследований Аналитического центра ВЦИОМ, россияне не первый год демонстрируют прогресс в борьбе с деструктивными привычками — курением, потреблением алкоголя и пр. Борьба за чистоту русского языка ведется менее успешно: по данным сентябрьского опроса, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше, а доля тех, кто делает это ежедневно, выросла за рассматриваемый период чуть ли не вдвое. В общей сложности нецензурная лексика присутствует в жизни семи из десяти наших сограждан.
За последнюю четверть века общественные представления о мотивах использования нецензурной лексики не претерпели изменений: россияне по-прежнему воспринимают мат как некий элемент повседневного общения, часто лишенный каких-либо оснований и цели («просто так, к слову приходится»). Рассуждая о том, почему люди матерятся, многие говорят и об эмоциональной разгрузке, возможности выплеснуть накопившиеся эмоции, отвести душу, нежели намеренно кого-то оскорбить. Нельзя игнорировать и социальный аспект: употребление нецензурной лексики, пусть и в меньшей степени, рассматривается как механизм укрепления социальных связей, демонстрации принадлежности к определенной группе.
Кому пора следить за языком
Мат в России имеет мужское лицо. Почти каждый второй мужчина и только каждая четвертая женщина прибегают к нецензурной лексике ежедневно. Однако представители «сильного пола» едва ли способны выдержать в этом вопросе конкуренцию молодежи, для которой ненормативная лексика стала полноценным языком общения. Согласно полученным данным, две трети зумеров и более половины младших миллениалов матерятся каждый день, это в
Русский мат с трудом можно назвать локальным культурным феноменом. Использование ненормативной лексики в обыденной речи практически одинаково распространено вне зависимости от региона проживания (исключение — более консервативный Северо-Кавказский федеральный округ) и типа населенного пункта: вопреки стереотипам, жители обеих (в том числе культурной) столиц сквернословят не меньше сельских жителей. Чем больше населенный пункт, тем чаще мат видится местным жителям способом психологической разгрузки, что вполне закономерно: урбанизация со всеми сопутствующими ей факторами стресса создает потребность в простых и доступных, хоть и не всегда конструктивных способах выплеснуть эмоции.
«Проигран бой, но не война»
Несмотря на широкое употребление мата в повседневной коммуникации, россияне выражают убежденность в том, что в информационном пространстве его быть не должно. К мату в Сети опрошенные по большей части относятся отрицательно и выражают поддержку законопроекту о маскировке интернет-контента, содержащего ненормативную лексику. Поддержка инициативы обусловлена эстетическими соображениями, заботой о детях и важностью соблюдения этикета в публичном пространстве. Противники законопроекта, которых насчитывается втрое меньше, чем сторонников, по большей части апеллируют к свободе слова/самовыражения.
Наибольший энтузиазм в борьбе за чистоту русского языка в Сети демонстрируют представители старшего поколения, т. е. те, кто в силу особенностей медиапредпочтений едва ли сталкивается с рассматриваемой проблемой. Равнодушнее других к ненормативной лексике в интернете относится главный «поставщик» матерного контента — молодые люди, чем в том числе объясняется их болезненное восприятие инициативы. Активные пользователи интернета, среди которых также преобладает молодежь, демонстрируют нейтрально-отрицательное отношение к нецензурной лексике в интернете, что, впрочем, не мешает им поддерживать обсуждаемую инициативу, пусть и менее рьяно в сравнении с активными телезрителями.
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ