26 сентября 2025 г.

Искусственный интеллект укрепляет свои позиции в финтехе, но готовы ли клиенты банков передать ему свои деньги? К Международному банковскому форуму Россельхозбанк организовал опрос среди россиян, чтобы определить уровень доверия к ИИ в банках для клиентских операций и перспективы вовлечения современных технологий в финансовой сфере.

По данным исследования Россельхозбанка, 54% опрошенных россиян поддерживают частичное внедрение ИИ в банковские процессы. Полностью за технологический прорыв выступают 22% респондентов, тогда как 24% пока относятся к инновациям с осторожностью.

Автоматизация рутины — главный клиентский запрос к ИИ

Ключевое преимущество ИИ, по мнению участников исследования РСХБ, — освобождение от рутинных операций и их автоматизация (34%). На втором месте — ускорение обработки процессов (32%). Безопасность (13%) и прогнозирование (11%) оказались менее значимыми в опросе. Персонализация услуг заняла последнюю строчку рейтинга — потенциал ИИ в этом направлении оценили лишь 10% опрошенных.

ИИ как личный помощник управления финансами

Россияне видят потенциал искусственного интеллекта и в управлении личными финансами, но проявляют осторожность и разную степень вовлеченности.

Мнения разделились в части готовности ИИ передать планирование своими финансами — использовать его как дополнительный инструмент контроля доходов и расходов готовы 43% опрошенных, в то время как 42% опрошенных вовсе отказались от использования искусственного интеллекта при финансовом планировании. Оставшаяся часть респондентов — а это 15% — готовы полностью довериться ИИ для управления своим бюджетом.

При этом россияне видят потенциал искусственного интеллекта и в инвестировании доходов: 40% опрошенных рискнули бы вложить до 10% своих доходов под управление алгоритмов. Еще 20% допустили бы передать в ведение ИИ сумму до 30% от своих доходов для инвестиций, и только 3% готовы передать под контроль ИИ для инвестиций 30%+ дохода. При этом 37% выразили неготовность к автоматизированному инвестированию с помощью ИИ.

Эксперты РСХБ также определили общий уровень доверия респондентов к искусственному интеллекту, он остается умеренным: 51% россиян редко пользуются ИИ-сервисами в повседневной жизни, а 31% сознательно их избегают. Лишь 18% активно применяют такие решения и довольны ими.

Внедрение ИИ в Россельхозбанке

«Клиенты банков сегодня ожидают гармоничного сочетания цифровых технологий и человеческого подхода. ИИ рассматривается как инструмент для повышения удобства, но не как полноценная замена экспертам. Стратегия Россельхозбанка строится на интеграции классических и цифровых каналов, — отмечает заместитель Председателя Правления РСХБ Елена Батурова. — В числе ключевых направлений внедрения ИИ, над которыми уже активно работает банк, перекрестные продажи и персонализированные предложения, поддержка принятия финансовых решений, анализ клиентской базы, оптимизация каналов коммуникации. Разработка всех ИТ-решений в РСХБ ведется с фокусом на улучшение клиентского опыта и удовлетворение запросов клиентов».

Источник: Пресс-служба РСХБ