3 октября 2025 г.
Эксперты платформы онлайн-рекрутинга hh.ru изучили, как изменился спрос на СЕО, важен ли личный бренд и какие заработные платы сегодня предлагают директорам.
Какие компании ищут гендиректоров
С января по сентябрь в России компании в поиске генеральных директоров открыли почти 6 тыс. вакансий. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество вакансий снизилось на 6%. Чаще всего генеральных директоров в этом году искали компании, оказывающие услуги бизнесу (11% вакансий), из строительной отрасли (7%), ИТ (6%), финансового сектора и розничной торговли (по 5%).
Основной спрос на СЕО сконцентрирован в Москве — на столицу приходится каждая третья вакансия (32%) в стране. На втором месте Санкт-Петербург, где для гендиректоров было открыто 490 предложений или 8% от общего спроса. В пятерку регионов также вошли Краснодарский край (4%), Свердловская область (4%), Московская область (3%).
Интересно, что в 15% вакансий компании рассматривали кандидатов на должность СЕО и в других городах, предлагая или ожидая готовность к переезду или релокацию. При этом сами кандидаты готовы к переезду даже больше, чем сегодня предлагает рынок: в каждом втором резюме (53%) они указали готовность к релокации.
Запрос на публичность
В вакансиях для СЕО компании, как минимум, ожидают от кандидатов базовых навыков: умения управлять командой, мыслить стратегически, брать ответственность, контролировать бизнес-процессы, а также гибкость и организаторские навыки. При этом сегодня не менее важным становится и личный бренд руководителя.
Как показало исследование hh.ru и FAVES Communications, для 45% россиян важна публичность CEO. Как правило, компании, во главе которых стоит открытый известный лидер, вызывают у соискателей больше доверия. При этом уровень должности респондентов почти не влиял на распределение ответов: и линейные сотрудники, и руководители подразделений придерживаются схожих позиций.
«Команды, в которых сотрудники искренне восхищаются и вдохновлены публичностью своего руководителя, обычно отличаются высокой лояльностью и не склонны к текучке. Кроме того, развитый личный бренд лидера может положительно влиять на мотивацию и бизнес-результаты команды. Впрочем, есть и обратная сторона — если такой топ-менеджер покидает компанию, часто с ним уходит и часть сотрудников», — комментирует Мария Игнатова, директор по исследованиям hh.ru.
Публичность руководящего состава может быть полезна бизнесу в самых разных аспектах. Так, 54% опрошенных россиян уверены, что такой лидер приносит компании выгодные предложения от партнеров, 51% отмечают высокую степень доверия со стороны клиентов, 43% считают, что так легче привлекать хороших специалистов. Помимо этого, развитый личный бренд топ-менеджмента вызывает доверие со стороны инвесторов (42%), приносит компании престиж и статус, а также дает возможность влиять на отрасль (по 36%).
Какие зарплаты предлагают СЕО
Медиана зарплатных предложений для генеральных директоров за 8,5 месяцев в России составила 163,8 тыс. рублей. За год она снизилась на 7%. Среди регионов самые высокие заработные платы СЕО готовы предложить в Москве — 260 тыс. рублей, Санкт-Петербурге — 209,7 тыс. рублей, Чувашии — 200 тыс. рублей, Сахалинской области — 197,5 тыс. рублей, Нижегородской области — 182,5 тыс. рублей.
При этом в самих вакансиях зарплатные предложения могут превышать и миллион рублей.
Топ-5 самых дорогих вакансий для СЕО:
- Генеральный директор — от 1 200 000 руб. за месяц, на руки, Москва;
- Директор — от 1 000 000 руб. за месяц, на руки, Москва;
- Директор производственного комбината — от 700 000 руб. за месяц, на руки, Московская область;
- Исполнительный директор (CEO) — от 500 000 руб. за месяц, на руки, Нижний Новгород;
- Исполнительный директор (CEO) — от 400 000 руб. за месяц, на руки, Санкт-Петербург.
Источник: Пресс-служба компании hh.ru