9 октября 2025 г.
7 из 10 женщин делают макияж, уходя на работу. В опросе сервиса SuperJob и интернет-магазина «Золотое яблоко» приняли участие представители 1000 компаний и 3000 работающих женщин из всех округов страны.
Опрос эйчаров демонстрирует, что официально ухоженность сотрудниц не считается значимым фактором карьеры. Средняя оценка ее влияния составляет 4 балла из 10, при этом 35% рекрутеров заявили, что макияж и ухоженность совершенно не влияют на карьерный рост. Большинство представителей компаний (85%) утверждает, что в их организациях замечания по поводу макияжа сотрудницам не делаются.
Однако, судя по убеждениям работающих женщин, макияж необходим, особенно россиянкам, которые работают на территории работодателя. Среди них ежедневно наносят макияж 68%, тогда как среди остающихся на удаленке — только 26%. При этом даже при работе из дома 52% опрошенных всегда делают макияж перед рабочими видеосозвонами.
Большинство женщин, которые красятся для работы, тратят на это менее 15 минут (60%), 28% — от 15 до 30 минут. Абсолютное большинство (93%) наносит макияж дома, а не на рабочем месте. В основном, россиянки красятся и на работу, и в жизнь одинаково, лишь 8% опрошенных сообщили о наличии специального делового макияжа. Его ключевые особенности, по их словам, — это легкость, естественность, минимализм и сдержанность — деловой образ ориентирован на аккуратность, а не на яркость.
Оценка женщинами влияния их собственной ухоженности на карьеру оказалась еще ниже, чем оценка HR-менеджеров. Среди тех, кто делает макияж постоянно, средний балл составил 3,5, а среди делающих его иногда — 3 по
Женщин, которые когда-либо получали замечания по поводу своего макияжа от начальства или коллег, не набралось и 1%. Больше шансов получить замечание имеют сторонницы естественного облика: среди тех, кто никогда не красится, замечания от начальства из-за отсутствия макияжа получали 3%, от коллег — 1%.
Таким образом, в современном российском обществе макияж является скорее личным выбором, продиктованным форматом работы и собственным комфортом, нежели формальным требованием или весомым карьерным инструментом. Нормой стал быстрый, естественный и ненавязчивый макияж, а прямое давление на сотрудниц по этому вопросу, к счастью, встречается крайне редко.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 197
Время проведения: 4 сентября — 2 октября 2025 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Источник: Пресс-служба компании Superjob