14 октября 2025 г.

Увеличить
Увеличить
Рис. 1. Источник: TRIADA Partners

В компании TRIADA Partners считают: при сохранении текущей динамики роста производств и активном государственном содействии к 2030 году Россия может претендовать на место в топ-5 стран по «полноценному стеку» беспилотных технологий. Но для этого потребуется системная работа, прежде всего — решение проблемы импортозамещения. Так, с дефицитом отечественных комплектующих сейчас сталкивается практически каждый производитель дронов, а доля иностранных комплектующих в отрасли в среднем достигает 70%. Наиболее острая нехватка касается сложных компонентов (двигатели, датчики, средства спутниковой связи), аккумуляторов, зарубежной электроники, чипов, контроллеров двигателей, FPV-систем, регуляторов оборотов, навигационных модулей.

Россия на мировом рынке гражданских дронов

На данный момент Россия занимает долю около 2-3% на мировом рынке гражданских БПЛА. В стране насчитываются более 400 производителей гражданских дронов, большинство из них — малые предприятия с численностью штата до 50 человек. Это ограничивает возможности массового производства, сложных исследований и удешевления продукции, как следствие — российские компании значительно уступают лидерам международного рынка (DJI, Skydio, Parrot) по объемам производства и выручке. Хотя в области небольших мониторинговых беспилотников российские летательные аппараты уже отметились в мировой инженерной линейке (продукты «Геоскан», гражданские модели концерна «Калашников», широкая линейка БПЛА для различных секторов промышленности «Аэромакс»), общемировая тенденция — создание и внедрение более крупных БВС с массой от сотен килограммов до нескольких тонн, что требует дополнительных затрат в R&D (исследования и разработка новых технологий) и продуманных нормативов использования.

Всего в 2024 г. российские производители выпустили около 16,4 тыс. гражданских БПЛА (против 6,1 тыс. в 2023 г.). Общий объем российского рынка, включая импорт, согласно данным «ГидМаркет», превысил 57 тыс., а к 2030 году аналитики прогнозируют производство 180 тыс. аппаратов при доле отечественной продукции до 45%. При этом на отрезке 2020-2024 гг. среднегодовой темп роста составил не более 20% (данные Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ»), для сравнения Китай на отрезке 2016-2024 гг. показал средний темп в более чем 50%, а Индия бьёт рекорды с почти 90% темпом роста рынка, закрывшись от импорта иностранных решений.

Ключевые барьеры

Кроме низкого уровня локализации производства аналитики TRIADA Partners выделяют другие факторы, которые тормозят развитие российских гражданских дронов на мировой арене. Это высокая себестоимость, сложная логистика и накладные расходы производства (особенно для уникальных тяжелых БПЛА). Другой ключевой барьер — кадровый дефицит. Правительство уже заявило о необходимости подготовки до 1 млн специалистов в рамках нацпроекта «БАС» 2025-2030, однако чтобы закрыть кадровый разрыв в гражданской отрасли БПЛА, необходимо массово готовить инженеров-конструкторов, разработчиков авионики и ИИ, специалистов по связи и спутниковым системам — в этой работе должны быть задействованы профильные вузы (например, МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана) и региональные политехнические институты с сильной авиационной школой. Параллельно отрасли нужны тысячи операторов-пилотов, диспетчеров и сервис-инженеров, которые будут обслуживать флот дронов и управлять полетами — эти кадры должны выходить из колледжей и техникумов. К списку добавляются юристы и сертификационные эксперты для грамотного правового сопровождения отрасли, преподаватели и инструкторы.

Шаги в будущее

Тем не менее при преодолении текущих барьеров развития отрасли у России есть потенциал занять до 14-18% мирового рынка гражданских БПЛА к 2030 году, считают в TRIADA Partners. Инфраструктура для гражданских дронов в России находится на начальной стадии формирования, однако и государственные регуляторы, и участники рынка совершают активные шаги в направлении интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство. По словам вице-премьера РФ Вячеслава Савельева, в стране действует 31 дронопорт, до конца 2025 года планируется установка еще не менее 20-ти. В начале текущего года в Санкт-Петербурге в опытную эксплуатацию запустили первый в мире вертопорт — автоматизированную станцию для зарядки батарей и запуска и приема БПЛА вертолетного типа. Уже введен отдельный воздушный класс для беспилотников. Вместе с тем пока нет единой системы сертификации БПЛА, а в 67 регионах России все еще действует запрет на их использование.

«Дроны выступают драйвером экономики будущего. Они позволяют долгосрочно удешевить и оптимизировать процессы в ключевых отраслях — сельском хозяйстве, энергетике и тяжелой промышленности, логистике. Крупнейший сегмент использования БПЛА как в России, так и в мире — мониторинг, в 2024 г. в России он был оценен в 20 млрд. рублей. С помощью беспилотных авиасистем выполняется мониторинг энергетической инфраструктуры: инспекция нефте- и газопроводов, линий ЛЭП и теплосетей, и тяжелой промышленности: обследование карьеров и шахт, оценка горных выработок, картография местности, геодезия, автоматизируются трудоемкие и малоэффективные процессы. В сельском хозяйстве БПЛА применяются для внесения удобрений и пестицидов, подсчета и сбора урожая, посева семян. В городской среде и строительстве БПЛА используют для топографических съемок и инспекции зданий, логистики и экстренной доставке. Беспилотная доставка крайне актуальна для труднодоступных регионов страны, однако пока речь идет лишь о тестовых и затратных проектах на примере Якутии. Крупные игроки, такие как Яндекс, Почта России, Сбер, также тестируют беспилотную доставку», — комментирует управляющий партнер TRIADA Partners Сергей Заборов.

Аналитики TRIADA Partners дополняют, что наибольшие шансы выбиться в лидеры до конца десятилетия на мировой арене гражданских БПЛА — у производителей двойного назначения. Для оборонной промышленности фактор импортозамещения во много раз критичнее, в данном сегменте у производителей зачастую нет выбора, кроме как замещать импорт. Поэтому массовое производство дронов для оборонных нужд (свыше 1 млн единиц в год), создание новых производственных площадок и рабочих мест позволяет совершенствовать технологии, которые затем переходят в гражданскую сферу, а также позволяет оперативно и эффективно решать проблемы импортозамещения.

Источник: Пресс-служба компании TRIADA Partners