28 октября 2025 г.

«Ингосстрах» выяснил: почти 70% россиян часто испытывают беспокойство по поводу своего финансового положения, при этом женщины беспокоятся о деньгах в полтора раза чаще мужчин. Такие данные получены в ходе исследования, проведенного компанией Ингосстрах совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ и НПФ «Социум» в 37 крупнейших городах России.

Тревога растет с возрастом

Согласно результатам опроса, 29,5% россиян беспокоятся о финансах постоянно или очень часто, еще 38,9% — довольно часто. Лишь 13% респондентов заявили, что не беспокоятся о деньгах и денежных проблемах.

Гендерные различия оказались значительными: среди женщин 36% переживают о финансах постоянно, в то время как среди мужчин этот показатель составляет лишь 23%. При этом мужчины в 2,5 раза чаще заявляют, что вообще не беспокоятся о деньгах (19% против 8% у женщин).

С возрастом финансовая тревожность усиливается. Если среди молодежи 18-30 лет только 18% постоянно переживают о деньгах и 34% — довольно часто, то в группе старше 60 лет общая доля сильно или часто озабоченных финансовыми вопросами — 84%.

Страх бедности опережает страх инфляции

Главный финансовый страх россиян — это бедность и нищета, на это указали 54,5% респондентов, испытывающих беспокойство. Страх бедности среди пожилых людей намного выше — её боятся 69% от числа респондентов старше 60 лет. На втором месте — рост цен, инфляция и обесценивание рубля (23,7%). Боязнь кризиса и потери денег беспокоит 14% опрошенных.

Характерно, что для молодых людей 18-30 лет вторым по значимости страхом после бедности и нищеты стала невозможность купить квартиру (28% против 13,7% в среднем)

«Исследование наглядно показывает, что финансовая тревожность с возрастом только нарастает, достигая пика у предпенсионной группы, — комментирует генеральный директор АО «НПФ „Социум“ Оксана Иванова. — Это прямое следствие того, что вопросы долгосрочного финансового планирования, особенно пенсионного, часто откладываются на потом. Важно начать формировать пенсионные накопления как можно раньше — это самый эффективный способ обеспечить себе достойный уровень жизни в старости и превратить тревогу в финансовую уверенность. Регулярные взносы в Программу долгосрочных сбережений — это структурированный и защищенный финансовый инструмент, который позволяет системно подойти к решению одной из главных возрастных тревог — страха бедности в старости».

Тревога меняет поведение

Финансовые переживания и страхи существенно влияют на поведение россиян. Под их влиянием 40,8% откладывают крупные покупки или отказываются от них, 35,7% избегают кредитов и займов, 32% чаще проверяют цены и сравнивают предложения. Каждый шестой (16,7%) ищет дополнительные источники дохода, еще 15,8% экономят на развлечениях и отпусках.

При этом 21,8% заявили, что финансовые страхи и переживания не влияют на их поведение.

За последние 2-3 года финансовые приоритеты изменили 81,4% россиян. Треть (31,1%) стали гораздо осторожнее с тратами, четверть (24,9%) больше думают о создании финансовой подушки. Лишь 11,9% продолжают тратить так же, как раньше.

Накопления — главный способ борьбы с тревогой

Основной способ справиться с финансовой тревожностью для россиян — создание сбережений и резервного фонда. Этот путь выбрали 71,3% респондентов. Значительно реже россияне борются с финансовыми страхами и тревожностью, обращаясь за советом к эксперту (21,8%). Довольно часто (15,4%) финансовые страхи снимают при помощи инвестирования в надежные активы и поиска дополнительных источников дохода (13,1%). Планированием бюджета и контролем расходов занимаются только 12,4%, а страхование как инструмент снижения тревожности используют лишь 2,6%.

Интересно, что среди женщин 80% делают ставку на создание сбережений, среди мужчин несколько меньше, 62%. При этом молодежь 18-30 лет значительно чаще, чем другие возрастные группы, обращается к инвестициям (34% против 15,4% в среднем).

Новости влияют на настроение, но не на решения

Отношение россиян к экономическим новостям неоднозначное. Почти четверть (23,6%) стараются избегать тревожных экономических новостей, еще 13,8% вообще не следят за ними. При этом 30,9% следят за новостями, но принимают решения независимо от сообщений СМИ. Лишь 2,4% заявили, что экономические новости сильно влияют на них и они быстро реагируют на них, оперативно меняя свои планы.

Источник: Пресс-служба компании «Ингосстрах»