28 октября 2025 г.

Причины, побуждающие россиян развиваться в профессии, заключаются в желании более высокой зарплаты (32%), повышении социального статуса и получении признания (25%), интересе к новым задачам (20%), страхе остаться без работы в будущем (15%), а также в давлении со стороны окружения (14%)*. Такие результаты показало исследование карьерных амбиций респондентов, проведенное онлайн-кампусом НИУ ВШЭ.

Каждый третий опрошенный планирует повышение или смену работы в ближайшие 1–2 года. Столько же респондентов вполне довольны своим нынешним положением или вовсе не задумываются о нем. Также 31% россиян отмечают, что главным карьерным приоритетом на ближайшее время для них является сохранение стабильности; для 16% — освоение дополнительной специальности; для 15% — получение повышения на текущем месте. Еще по 12% планируют выстроить вектор для смены профессии и сферы деятельности, а также найти новую, более высокооплачиваемую работу.

Среди факторов, мешающих продвижению по карьерной лестнице, чаще всего выделяют: страх перемен (26%), отсутствие перспектив роста зарплаты и должности у текущего работодателя, нехватку времени на дополнительное обучение (по 19%) и необходимых знаний и компетенций (18%), личную неуверенность в своих силах и синдром самозванца (17%). Лишь 10% опрошенных отметили, что успешно развиваются в рамках своей профессии*.

Респонденты рассказали и о шагах, которые предпринимают, чтобы изменить ситуацию на работе. Они активно участвуют в межкомандных проектах (22%), ищут подработку в рамках одной компании (20%), берут на себя дополнительные задачи (19%), знакомятся с «нужными» людьми (18%), а 14% «просто работают», считая, что этого достаточно*.

При этом россияне готовы идти и на «жертвы» ради карьеры: 23% готовы уделять меньше времени личной жизни и хобби, 22% — вкладывать деньги в образование. Регулярно задерживаться на работе и трудиться по выходным, согласны по 18% респондентов, а временно снизить зарплату ради опыта или начать карьеру с нуля в новой, более перспективной профессии — по 14%*.

Абсолютное большинство (87%) готовы учиться, чтобы улучшить свое положение на работе. Более половины согласились бы на предложение работодателя оплатить получение новой специальности в вузе на онлайн-программах — при условии двухгодичной отработки. Так, 35% сделали бы это только при повышении зарплаты не менее чем на 40%, а 28% поддержали бы идею руководства без каких-либо встречных условий.

Исследование показало, что сменить свое должностное или зарплатное положение в ближайшей перспективе чаще всего стремятся специалисты из сфер аналитики, психологии, разработки ПО и управления. Ради этого они готовы учиться.

«Респонденты в возрасте от 18 до 24 лет охотнее берут на себя дополнительные задачи для карьерного роста, а люди от 25 до 34 лет активнее участвуют в межкомандных взаимодействиях. В то же время специалисты в возрасте от 35 до 44 лет предпочитают открытый диалог с руководством о перспективах развития, нежели просто проактивность. Готовность к обучению для профессионального роста выражена во всех возрастных группах до 45 лет. Также опрос выявил, что сменить свое должностное или зарплатное положение в ближайшей перспективе чаще всего стремятся специалисты из сфер аналитики, психологии, разработки ПО и управления. Ради этого они готовы учиться как в вузе и на онлайн-курсах, так и на практике в процессе работы. Мы видим, что обучение все чаще воспринимается не как формальная необходимость, а как осознанный инструмент индивидуального карьерного развития», — рассказала Юлия Ремезова, директор по онлайн-образованию НИУ ВШЭ

Методология

Опрос проведен методом онлайн-анкетирования среди 1208 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в Московской, Ленинградской, Самарской, Новосибирской, Свердловской, Нижегородской, Челябинской, Омской областях, а также в Республике Татарстан и Краснодарском крае.

* Вопрос предполагал множественный выбор, указаны наиболее популярные ответы респондентов

Источник: Пресс-служба Онлайн-кампуса НИУ ВШЭ