30 октября 2025 г.
Фиксировать улики и действовать оперативно: в рамках проекта «Перезвони сам» юристы рассказали, что делать в случае обмана мошенниками
Злоумышленники применяют различные уловки для обмана жителей: они представляются сотрудниками официальных организаций, сообщают о попытке взлома аккаунта или необходимости продления договора обслуживания, просят сообщить код из смс для получения доставки, предлагают простую работу с высокой зарплатой и применяют другие схемы. Каждое подобное предложение всегда сопровождается воздействием на эмоции и психологическими манипуляциями, чтобы усыпить бдительность жертвы. По итогам семинара «Перезвони сам» https://sam.mos.ru/ эксперты на основе рекомендаций практикующего юриста и реальных случаев обмана пользователей подготовили пять советов, которые пригодятся жителям, попавшимся на удочку мошенников.
«Уже почти три года проект „Перезвони сам“ обучает жителей правилам кибербезопасности и помогает противостоять уловкам мошенников. Злоумышленники используют множество хитростей и психологических приемов, не дают жертве все взвесить или мыслить рационально, вследствие чего люди могут растеряться или поддаются панике. Мы составили пошаговую инструкцию и подготовили полезную памятку, которые помогут узнать, как вести себя под психологическим давлением или при эмоциональном потрясении в случае, если стали жертвой обмана, как правильно собрать доказательства и оформить документы, куда обращаться в сложной ситуации и как взаимодействовать с правоохранительными органами, как защитить свои права и избежать обмана в будущем», — рассказала Валентина Шилина, руководитель проекта «Перезвони сам» столичного Департамента информационных технологий https://www.mos.ru/dit/.
Скачать памятку и подробнее ознакомиться с рекомендациями можно на сайте проекта. https://mosrucdn.mos.ru/strapi-upload-p/Pravovye_aspekty_moshennichestva_8ba655cdca.pdf
Осознать факт обмана
Мошенники запугивают жертву или, наоборот, сообщают об очень радостном и привлекательном событии — выигрыше в лотерею, бесплатном подарке. Испытывая сильные эмоции и не имея возможности оценить возможные последствия, многие сообщают код из смс, диктуют данные документов, нажимают кнопку согласия на экране, после чего злоумышленники получают доступ к необходимой информации. Переживая потрясение от потери доступа к аккаунту или денежных средств, потерпевшие могут поддаться панике и от переизбытка чувств не знают, с чего начать, а кто-то считает себя виноватым и стесняется рассказать о том, попался на уловку.
Зачастую понять, что человека обманули помогают друзья или родственники: например, они замечают необычное поведение, волнение, подавленное или слишком радостное состояние, слышат обрывки разговоров, получают просьбы о передаче денег в долг для оплаты необычных услуг. Многим жертвам тяжело дается признание своей ошибки, они не верят, что обещанные инвестиции утеряны навсегда, никакого выигрыша нет, переведенные на безопасный счет средства уже не вернуть. В этом случае очень важно убедить человека прекратить общение со злоумышленниками, пресечь дальнейшую передачу информации, попытаться сменить пароли на сайте государственных услуг, обратиться в банк для приостановки операций по картам, чтобы причиненный ущерб не увеличивался.
Собрать улики
Далее требуется зафиксировать все возможные доказательства: сделать скриншоты переписки в мессенджерах и социальных сетях, записать номера телефонов и время звонков, сохранить аудиозаписи разговоров, зафиксировать электронные письма и ссылки, а также скачать из банковского приложения информацию о совершенных платежах. Все полученные материалы — скриншоты, распечатки, выписки — следует подготовить для приложения к заявлению. Этот шаг позволит быстрее понять контекст ситуации и даст первые зацепки для поиска злоумышленников. Сделать это важно сразу, потому как мошенники могут очистить диалог или удалить переписку с уликами, а номер телефона может затеряться в череде других звонков или определитель номера на смартфоне пометит его как спам и удалит.
Составить подробное описание произошедшего
На следующем этапе важно подготовить структурированный рассказ. Важно не поддаваться эмоциям, а в хронологическом порядке описать, что случилось и максимально подробно указать детали. Например, время звонков, их продолжительность, если жертва передавала деньги лично, то составить описание злоумышленника, место и время встречи, рассказать о сути примененной схемы и понесенном ущербе. По сути важно дать ответы на вопросы: кто и как обратился, что сделал, когда, где, каким образом, какие потери. На этом этапе важно вспомнить и зафиксировать все факты, поэтому важно написать заявление оперативно, чтобы не забыть какие-то детали.
Это заявление можно написать дома в свободной форме или уже при визите в полицию. Заполнять его требуется согласно требованиям: в нем необходимо указать наименование территориального органа МВД России, контактные и паспортные данные заявителя, подробно изложить обстоятельства, приложить по возможности распечатанные скриншоты и улики, зафиксировать цель обращения (разобраться в ситуации, найти виновных, привлечь к ответственности и другие), указать дату подачи заявления и поставить личную подпись.
Найти свидетелей и других пострадавших, запросить записи с камер
Если денежные средства передавались злоумышленникам лично в руки в общественном месте или по месту жительства пострадавшего, можно запросить записи камер городского видеонаблюдения. Для этого требуется позвонить на горячую линию
Камеры городского видеонаблюдения установлены с внешней стороны подъездов, во дворах жилых домов, на объектах торговли, в медицинских и образовательных организациях, а также в местах с высокой проходимостью — на площадях, оживленных улицах, выходах из метро. Срок хранения видеоматериалов с дворовых и подъездных камер составляет 5 суток, а с камер, установленных в общественных местах, — 30 суток. При поступлении заявки от пострадавшего или МВД записи резервируются на 30 суток.
Зачастую мошенники представляются сотрудниками организаций и делают обходы по квартирам жилых домов, сообщая о необходимости заменить счетчики, переподключить антенну, проверить оборудование. В подобных случаях можно опросить соседей, которые также могли пострадать от действий злоумышленников, и подать коллективное обращение.
Подать заявление в правоохранительные органы
На следующем этапе необходимо передать всю информацию в правоохранительные органы. Эксперты рекомендуют делать это в первые часы или сутки после того, как подверглись обману.
Подать заявление можно лично, придя в дежурную часть или отделение МВД, которые работают круглосуточно. Возможна отправка обращения заказным письмом с уведомлением о получении или через электронную приемную МВД (для этого потребуется авторизоваться на сайте Госуслуги и заполнить онлайн-заявление). Кроме того, допускается запись на личный прием в выбранное ведомство, где можно предоставить всю информацию и подать жалобу должностному лицу в рамках визита.
При обращении в дежурную часть или отделение МВД может потребоваться заполнить еще одно аналогичное заявление, а ответственный сотрудник может принять устные показания и рассказ о произошедшем.
Подавать заявление лучше в отделении, которое находится рядом с местом, где человек стал жертвой мошенничества или по месту жительства. Это позволит сэкономить время на пересылку заявления в соответствующий месту преступления территориальный орган. После принятия заявления в отделении выдается талон-уведомление, который подтверждает, что обращение взято к рассмотрению и будет передано в работу. Это своего рода подтверждение обращения с фиксацией даты подачи заявления.
Узнать подробнее о ключевых правовых аспектах защиты прав пострадавших от действий мошенников и о порядке действий при обращении в правоохранительные органы можно из записи семинара https://sam.mos.ru/sobytiya/past/pravovye-aspekty-moshennichestva. Больше информации о методах защиты от злоумышленников, контакты для обращения в случае обмана, памятки и рекомендации от экспертов, а также записи других семинаров проекта также доступны на сайте https://sam.mos.ru/.
Источник: Пресс-служба ДИТ г. Москвы















