18 ноября 2025 г.
Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про использование подписок на цифровые сервисы и о законодательных изменениях в этой области с 1 марта 2026 года, которые включают запрет автоматических списаний с банковских карт, удаленных из личного кабинета, а также обязанность оператора уведомлять о списаниях за сутки и предоставлять форму для отмены подписки.
Рынок цифровых подписок демонстрирует активное развитие. Половина опрошенных (46%) покупают подписки с разной частотой, причем молодежь
Существенной проблемой остается списание средств. Половина респондентов (51%) сталкивалась с проблемами автоматического списания денег за подписки, даже после удаления банковской карты. 41% — не сталкивались, причем меньше всего таких среди молодежи
Что интересно, у 45% пользователей бывали случаи, когда случайно активировалась бесплатная пробная версия подписки и далее начиналась регулярная оплата.
В качестве предпочтительного способа уведомления о списании средств почти половина (45%) пользователей выбрали SMS-оповещения, пятая часть (22%) предпочитает получать несколько видов уведомлений одновременно, 14% выбрали push-уведомления в приложении.
При этом 44% считают достаточным уведомление за сутки до списания, 37% хотели бы получать сообщение за неделю, а 8% предпочитают двухнедельное предупреждение. Остальные не имели выраженной позиции по срокам.
Большинство пользователей (78%) хотят иметь возможность отключать подписку непосредственно в сервисе.
Отношение к законодательным изменениям
Осведомленность населения о законодательных изменениях в сфере цифровых подписок находится на относительно низком уровне. Только треть (34%) респондентов знают о планируемых нововведениях, регулирующих цифровые подписки, половина (47%) услышали об изменениях впервые, причем среди молодежи
Отношение к планируемым изменениям законодательства неоднозначное. Две трети пользователей (67%) считают планы изменения законодательства по регулированию цифровых подписок необходимыми, полезными или удобными. 12% опасаются, что появятся новые способы мошенничества, а 8% надеются, что кардинальных изменений не будет. 13% затруднились оценить отношение.
70% людей надеется, что новые правила приведут к снижению количества споров и конфликтов вокруг автоплатежей за подписки, а 9% считают, что появится волна недовольных пользователей, и 8% думают, что изменения никак не повлияют на споры по автоплатежам.
74% респондентов считают, что стоит провести дополнительную разъяснительную кампанию по планируемым новым правилам.
Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT, прокомментировал: «Рынок цифровых подписок требует комплексного подхода к улучшению качества обслуживания и защиты прав потребителей. Проблема заключается в низкой осведомленности пользователей о правилах использования цифровых подписок и недостаточной защите их финансовых данных. Регулирование процессов оплаты подписки требует внедрения новых мер контроля и повышения уровня информированности потребителей. Необходимы совместные усилия регуляторов, сервисов и пользователей для создания более прозрачной и удобной системы подписок».
* В опросе приняли участие 1200 респондентов, в возрасте
Источник: Пресс-служба компании MAR CONSULT















