25 ноября 2025 г.

Россияне в основном копят «на черный день», предпочитая консервативные банковские инструменты, хотя идеалом сберегательной надежности считают недвижимость и золото.

  • 50% россиян имеют сбережения, в том числе 15% пополняют их регулярно, 23% — периодически, а 12% не пополняют.
  • Чаще всего наши сограждане копят «на черный день» — 50% от числа тех, кто копит.
  • Наиболее надежным способом сохранить средства считается покупка недвижимости (51%) и ценных металлов (34%).
  • 61% не доверили бы ИИ управлять своими деньгами, 30% доверили бы: 28% частично и 2% полностью.

Аналитический центр ВЦИОМ в рамках экспертно-аналитического доклада «Деньги будущего» представляет результаты опроса россиян о сбережениях.

Граждане, храните деньги в сберегательных кассах!

Чичиков в поэме «Мертвые души» вспоминал завет своего отца: «береги и копи копейку». И как бы мы ни оценивали героев Гоголя, наставление о том, что средства нужно накапливать и управлять ими, остается актуальным и в наши дни, ведь потребность защищать свои деньги и находить удобные способы приумножать их остается неизменной во все времена. Главное — выбрать правильный способ.

По собственным оценкам, накопления есть у половины россиян, но регулярно их пополняют не более 15%, в основном же это случается эпизодически или не случается вовсе. Каждый пятый только начал копить, не успев еще «набить» финансовую подушку, а четверть россиян признались, что не копят и не имеют сбережений.

Финансовая культура россиян довольно неоднородна и находится в процессе трансформации, а поколенческие модели сбережений заметно различаются. Молодые россияне (поколение цифры), те, кто вырос в эпоху разговоров о финансовой грамотности, оказались наиболее активны: у них чаще есть накопления, и они чаще других склонны их пополнять, хотя не всегда стабильно. У миллениалов финансовое поведение более смешанное, часть формирует подушку безопасности, часть не копит вовсе. Старшие поколения в сравнении с миллениалами чаще имеют сбережения, но пополняют их не так регулярно, как поколение цифры.

На «черный день» или на отдых?

Структура сберегательных планов россиян показывает преобладание защитных стратегий: главная мотивация связана с накоплением «на черный день». На втором плане улучшение качества жизни через отдых, ремонт, покупку автомобиля и бытовые траты. Более узкий круг целей включает важные жизненные этапы: свадьбу, обучение, пенсию. Инвестиционные стратегии встречаются довольно редко, среди них лидирует покупка акций, облигаций.

Поколенческие различия формируют несколько отчетливых профилей, хотя на «черный день» россияне чаще всего копят в любом возрасте. Молодежь сильнее ориентирована на инвестиции в покупку авто, образование и долгосрочные цели вроде первоначального взноса по ипотеке, а также на переезд. Миллениалы чаще распределяют средства между бытовыми улучшениями и крупными покупками (практичность и комфорт). С возрастом фокус сбережений сужается, он направлен на ремонт, отдых и пенсионные планы. В целом цели становятся более прагматичными и предсказуемыми, тогда как у молодых заметен более широкий разброс приоритетов и выше склонность к финансовому риску.

Квартирный ответ на финансовый вопрос

Когда-то люди прятали деньги «под подушкой», потом массово несли сбережения в кассы и банки, а сегодня многие осваивают инвестиционные инструменты — даже в криптовалюту. В целом россияне ориентируются на максимально материальные и консервативные способы сохранения средств: главным инструментом долгосрочной защиты воспринимается недвижимость, а следом за ней идут ценные металлы.

Банковские продукты занимают менее уверенную позицию: накопительные счета и депозиты входят в пятерку привлекательных инструментов для накоплений на 10-15 лет, но купить квартиру или золото нашим соотечественникам кажется более надежным вариантом. Инвестиционные инструменты, криптовалюта и ценные бумаги остаются нишевыми решениями, видимо, доверия к ним пока нет.

Молодые россияне (поколение цифры и младшие миллениалы) чаще рассматривают более широкий спектр инструментов: от акций до криптовалюты. При этом и они, и старшие группы сходятся в том, что недвижимость и ценные металлы остаются базовыми вариантами сохранить накопленное. Старшие поколения заметно чаще доверяют классическим банковским инструментам и реже выбирают рискованные варианты.

Хочется квартиру, но кладем на счет в банк

Реальное поведение россиян отличается от представлений о надежности финансовых инструментов: хотя надежными считают недвижимость и ценные металлы, фактически люди хранят сбережения прежде всего в банках — на накопительных счетах и рублевых депозитах. Иными словами, есть разрыв между идеальной моделью «оптимального долгосрочного инструмента» и практическими возможностями, доступными здесь и сейчас.

По сравнению с оценками надежности более рискованные инструменты (акции, облигации, криптовалюта) в реальном поведении занимают меньшую долю. То, что часть населения считает перспективным способом сохранить сбережения, на практике используется редко. А вот наличные в рублях и валюте встречаются заметно чаще, чем следовало бы из представлений о надежных способах защиты капитала.

Таким образом, независимо от представлений о надежности, реальное хранение сбережений остается преимущественно банковским и значительно более консервативным, чем этого хотелось бы россиянам. В том числе и молодые россияне, в теории чаще считающие эффективными разнообразные финансовые инструменты, так же сильно, как и другие возрастные группы, опираются на банковские продукты и наличные.

ИИ, помоги!

Отношение россиян к передаче управления деньгами искусственному интеллекту остается скорее настороженным: шесть из десяти не стали бы ждать совета от ИИ. Впрочем, группа готовых к такому шагу довольно большая — почти каждый третий, причем более высокий уровень открытости к ИИ демонстрируют младшие поколения. Например, среди поколения цифры уже половина допускает такой сценарий. По всей видимости, молодежь как трендсеттер технологических и цифровых изменений воспринимает такие решения как естественный шаг вперед. И то, что сейчас для большинства выглядит сомнительным экспериментом, уже скоро станет новой нормой в управлении деньгами.

Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ