2 декабря 2025 г.

Татьяна Торопова

Сейчас со стороны как правительства, так и предприятий активно обсуждаются вопросы важности труда инженеров, повышения престижа инженерных профессий, обеспечения промышленности квалифицированными специалистами. Государство предпринимает меры по улучшению ситуации: запускаются программы поддержки специалистов промышленных предприятий, увеличивается количество бюджетных мест в учебных заведениях, разрабатываются целевые образовательные программы, инициативы по повышению привлекательности профессий, необходимых для производственного сектора экономики. Например, на 2024/25 учебный год было выделено 254 081 бюджетное место на инженерные направления в вузах — на 2 263 больше, чем в предыдущем году.

Образовательные учреждения бесспорно играют ключевую роль в формировании инженерного потенциала страны, но также требуется комплексная поддержка со стороны бизнеса, промышленности и разработчиков инженерного программного обеспечения. Как отмечают в АРПП, для успешного перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять отечественный софт в учебный процесс, адаптировать программы обучения и обеспечивать техническую поддержку. Только предоставить технологии недостаточно, надо еще сделать так, чтобы ими могли и умели пользоваться специалисты. Но готовы ли образовательные организации использовать отечественное ПО?

Опыт взаимодействия с учебными заведениями и исследование, проведенное компанией «Топ Системы», показали, что переход на отечественные инженерные программы и PLM-системы в сфере образования — достаточно сложный и трудоемкий процесс, который не решается просто предоставлением лицензий и обучением преподавателей. Во время глубинных интервью было выявлено, что иностранное инженерное ПО все еще активно используется в обучении и научно-исследовательских работах: требования к подготовке специалистов диктуются сложившейся практикой применения зарубежных программных продуктов на предприятиях.

Этот факт подтверждается и проведенным в 2024 году АНО «Цифровая экономика» опросом 213 руководителей образовательных программ по техническим направлениям из 58 вузов. Кроме того, его результаты практически полностью коррелируют с результатами нашего исследования на базе интервью с представителями учебных заведений и предприятий по вопросам подготовки и востребованности кадров. В результате наших опросов было выявлено, что одним из главных вызовов для предприятий является поиск и привлечение квалифицированных кадров, а также получение молодых специалистов со знанием отечественных инженерных программных продуктов и PLM-систем, используемых на предприятии. Со стороны учебных заведений стоят вызовы сквозной интеграции в учебный процесс решений отечественных разработчиков, подготовка и выпуск востребованных промышленностью специалистов. Когда я говорю про интеграцию в учебный процесс, то подразумеваю не только внедрение и использование программных продуктов, на которых и которым обучаются студенты и школьники. Прежде всего это разработка методических материалов, учебных пособий, лабораторных работ и практикумов, методологическая проработка включения в процесс обучения российских инженерных программных комплексов взамен иностранным.

Ситуация по переходу на отечественное инженерное ПО в учебных заведениях не так линейна. Она не работает по принципу «есть лицензии — изучаем ПО и используем». Для осуществления оперативного и мотивационного перехода требуется не только наличие кадров в образовательных учреждениях со знанием отечественных решений и пересмотр учебных планов и материалов, но прежде всего инициатива и поддержка со стороны промышленных предприятий. Использование профессионального программного обеспечения, к которым относятся в том числе инженерные и PLM-системы, практически не регламентируется, и в учебных планах идет ориентация на сложившуюся индустриальную практику применения специализированного ПО: образовательные программы зависимы от требований работодателей. Согласно опросу АНО «Цифровая экономика», только 13% опрошенных респондентов по техническим направлениям подготовки в вузах отметили, что обучают студентов преимущественно работе с отечественным профессиональным ПО. Остальные используют либо микс из отечественных аналогов и зарубежного ПО, либо обучение ведется преимущественно с применением зарубежного ПО.

При переходе на отечественное ПО образовательные учреждения помимо вопросов лицензии также сталкиваются с необходимостью решения таких задач как: замена лабораторной базы, организационный и методический переход от обучения работе с уже знакомым иностранным ПО на отечественное. Это требует дополнительного обучения педагогов, обновления методических и учебных материалов, а значит усилий и времени. В требованиях к проведению аккредитационных экзаменов также может фигурировать использование иностранного ПО, и сотрудники придерживаются данных требований. Немаловажным фактором являются организационно-управленческие вопросы мотивации педагогов интегрировать в обучение другие новые программные решения. В проведенных нами интервью и опросах красной нитью проходит востребованность навыков владения программным продуктом на рынке труда, использование данного ПО в рабочих процессах индустриальных партнеров как один из главных мотивационных триггеров для перевода учебных процессов на «отечественные рельсы»..

Как можно «переломить» сложившуюся ситуацию?

Во время опроса был замечен низкий уровень осведомленности сотрудников образовательных организаций о существующих российских аналогах и их возможностях. Это сигнал для расширения информационных каналов и усиления работы с медиа, учебными заведениями, лидерами мнений, а также развития партнерской экосистемы в области образования. Для повышения информированности на сайтах многих ИТ-компаний есть ресурсы для поиска и обмена методическими материалами и образовательными программами с использованием российского ПО. Кроме того, в официальных каналах ИТ-вендоров размещаются примеры интеграции продуктов в учебный процесс в качестве замены иностранным. Многие российские разработчики либо самостоятельно проводят системные мероприятия для образовательных учреждений по организационной и методической поддержке, либо принимают участие в различных межвузовских встречах или конференциях ИТ- и академических ассоциаций по вопросам обучения. На такие встречи также приглашаются школы и различные профильные образовательные организации, проявляющие интерес к внедрению отечественных программных решений в учебный процесс.

Распространяется практика самостоятельной разработки ИТ-компаниями или совместной с предприятиями специальных учебных курсов для профессорско-преподавательского состава. Российские ИТ-вендоры поддерживают различные инженерные олимпиады, выступают в качестве партнеров в школьных и вузовских конкурсах, проводят собственные ежегодные соревнования по 3D-моделированию и инженерным проектам для повышения престижа инженерных профессий.

Сейчас многие ИТ-компании запускают специальные программы поддержки академической среды и развития кадрового резерва. В рамках этих инициатив образовательные организации получают лицензии, могут проходить обучение и бесплатную сертификацию по владению навыками работы с отечественным ПО.

Опыт показывает: предоставления академических лицензий, технической и консультационной поддержки, ведения просветительской работы недостаточно для решения вопроса о переходе на массовое использование отечественного инженерного ПО в образовательных организациях. Интеграция российских решений в процесс обучения происходит быстрее и результативнее при использовании концепции трёхстороннего диалога: «Вендор» — «Предприятия» — «Учебные заведения».

ИТ-компании работают с промышленностью, собирают обратную связь от предприятий для определения текущих потребностей. Например, к нам часто от заказчиков приходит запрос помочь организовать выстраивание системы обучения будущих кадров в профильных учебных заведениях. Предприятия выделяют целевые места и активно сотрудничают с образовательными организациями и хотят быть уверены, что по окончании обучения получат специалистов, которые будут соответствовать их требованиям и ожиданиям, иметь знания об отраслевых производственных и технологических процессах, уверенно работать в программных продуктах, используемых на предприятии. Имеющаяся практика подтверждает, что трехсторонний диалог «Вендор» — «Предприятие» — «Учебные заведения» конструктивнее, когда ИТ-компания выступает в роли не просто участника, а организатора и фасилитатора, а также делится знаниями о способах эффективного использования своих программ в соответствии с задачами промышленности.

По результатам личного общения с предприятиями и вузами было выявлено, что для интеграции в процесс обучения отечественных программных продуктов часто возникает вопрос: с чего начать и что делать. В первую очередь просят дать «методичку». Как один из возможных путей решения может быть предложен следующий вариант из личной практики: провести серию глубинных интервью с заказчиками и образовательными учреждениями, собрать обратную связь в том числе и от отдела продаж, внедрения и партнеров, провести свои или использовать результаты публичных опросов и на основе выявленных потребностей разработать комплексный подход к интеграции технологий в обучение. Прежде всего делается оценка и сверка с чек-листом текущей ситуации взаимодействия учебного заведения и предприятия. Далее по результатам проведенного анализа определяются необходимые этапы встраивания программных продуктов в подготовку будущих специалистов для предприятий и вырабатываются рекомендации «как сделать». К сожалению, на данный момент нет универсального решения: каждая ситуация как с учебным учреждением, так и с предприятием является ситуационно-индивидуальной. Тем не менее уже есть стандартные «триггеры», которые нужно учесть в чек-листе: список основных работодателей выпускников, преподаваемые дисциплины и выпускаемые специальности, наличие программно-аппаратного обеспечения, наличие кадров, готовых к обучению, основные драйверы и препятствия для перехода. Это лишь минимальная база, которая должна быть включена в оценку.

Главной остается заинтересованность в переходе со стороны образовательной организации и предприятия. Например, запрос от потенциальных работодателей на специалистов со знанием определенных программ, наличие целевых мест будут существенной мотивацией как для учебных заведений, так и для студентов.

Хочется отметить, что во многих ИТ-компаниях — и наша не исключение — сформировано направление по развитию академических инициатив. Сотрудники этих направлений оказывают консультационно-экспертную поддержку учебным организациям и предприятиям по вопросам использования российских технологий в обучении.

Мы как разработчики инженерного ПО и PLM-систем понимаем, что высокий инженерный потенциал страны невозможно сформировать без тесного сотрудничества с учебными заведениями. Именно поэтому активно развиваем программы поддержки для них, чтобы каждый преподаватель и учащийся имел возможность использовать российские программные решения для обучения.

Источник: Татьян Торопова, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям, компания «Топ Системы»