5 декабря 2025 г.

Согласно исследованию, проведенному Московским инновационным кластером совместно с Рексофт Консалтинг, общий объем российского рынка потребления медиатехнологий в 2024 году составил 377 млрд рублей, и к 2030 году он может вырасти в 3 раза до 1,03 трлн рублей.

Российский рынок медиатехнологий переживает период трансформации и демонстрирует значительный потенциал роста, обусловленный изменением конкурентной среды и необходимостью развития отечественных решений.

К 2030 году емкость рынка медиатехнологий в России (потребление медиатехнологий) может достичь 1,03 трлн рублей, что почти в три раза превысит показатель 2024 года. В прошлом году лидирующую позицию по объему рынка потребления медиатехнологий заняла отрасль рекламы и СМИ с показателем в 301 млрд рублей. Далее следуют отрасль кино и сериалов, на которую пришлось 43 млрд рублей, а также сфера анимации — 31 млрд рублей.

Центром потребления медиатехнологий в стране является Москва — доля российской столицы составляет 90%, или 340 млрд рублей.

Основу индустрии медиатехнологий составляют четыре технологических направления:

  • оборудование для производства аудио- и видеоконтента;
  • программное обеспечение для обработки контента;
  • системы управления медиаконтентом;
  • инфраструктура распространения контента.

Динамика развития отечественного рынка медиатехнологий определяется совокупностью макроэкономических и технологических драйверов. Среди ключевых факторов, определяющих развитие индустрии, можно выделить:

  • Импортозамещение — уход зарубежных вендоров сформировал устойчивый спрос на российские решения, варьирующиеся от точечных продуктов до комплексных экосистем.
  • Активное внедрение инструментов искусственного интеллекта и аналитики — алгоритмы персонализации, автоматизация постпродакшна и рекламных процессов становятся ключевыми направлениями развития медиарынка.
  • Рост стриминговых сервисов — увеличение объемов стриминга и on-demand сервисов усиливает значение медиатехнологий в дистрибуции.
  • Переход на облачные технологии — переход от аппаратных решений к программным и индустриальным облачным платформам снижает затраты и повышает гибкость.
  • Активность стартапов, создающих независимые точечные решения, которые усиливают конкуренцию в сегментах автоматизации и генеративных технологий.

Российская индустрия следует глобальным технологическим трендам, адаптируя их под локальную специфику. Искусственный интеллект становится фундаментальным элементом медиапроизводства, охватывая спектр задач от генерации контента до дубляжа и монтажа, что подтверждается экспериментами студий «Союзмультфильм», «Самовар» и проектами Яндекса по реставрации и улучшению качества советской анимации.

Наблюдается переход к гибридным форматам продакшна, объединяющим реальные съемки с графикой на игровых движках и VR/AR-технологиями, примером чего служит проект «Формула воды» на базе Unreal Engine. Стриминговые сервисы, такие как VK Music и Яндекс.Музыка, а также видеоплатформы VK Видео, RuTube и Кинопоиск, фактически задают отраслевые стандарты качества и форматов, внедряя алгоритмические ленты, короткие видео и in-stream рекламу в ответ на запрос аудитории на иммерсивный и персонализированный контент.

Перспективные для развития технологические ниши

На основе оценки текущего уровня конкурентоспособности основных технологических ниш можно выделить две перспективные группы для развития и поддержки российских решений и продуктов:

Ниши с высокой степенью зрелости, рыночным спросом и сильными российскими игроками:

  • Маркетинг и монетизация;
  • Управление каналами;
  • Инструменты совместного доступа;
  • Управление проектами и задачами;
  • Инструменты рецензирования.

Данная группа имеет сформировавшийся рынок, в котором уже присутствуют сильные известные российские игроки.

Ниши с потенциалом ускоренного роста:

  • Графика и дизайн;
  • Системы доставки и управления контентом;
  • AI-инструменты;
  • Фото- и графическое оборудование;
  • Аудиопроизводство.

В этой группе присутствуют российские решения, известные для узкого круга специалистов и требующие дополнительной поддержки в развитии и масштабировании.

Москва создает все необходимые условия для развития медиатехнологий. На прошлой неделе состоялось открытие первой очереди Креативного кластера «Сколково», который выступает как главный технологический «каркас» для видеоигр, анимации и медиатехнологий Москвы и призван решить ключевые задачи, стоящие перед отраслью. Кластер будет функционировать как единый хаб полного цикла — от разработки продукта до его продвижения и экспорта, с профильной инфраструктурой (ЦОД, студии захвата движений, звукозаписи, фотограмметрии, киберарена, просмотровые залы и др.) и экосистемой мер поддержки резидентов.

Источник: Пресс-служба компании Рексофт