13 января 2026 г.
В конце октября 2025 г. Вэйцзэнь Ло (Wei-Jen Lo), который до июля работал старшим вице-президентом тайваньского чипмейкера TSMC, присоединился к команде Intel, заняв должность вице-президента по НИОКР, — что спровоцировало, скажем так, неоднозначную реакцию представителей глобальной полупроводниковой индустрии.
Дело в том, что десятилетиями носившая заслуженные лавры лидера этой отрасли Intel в последние годы заметно сдала позиции, отставая на данный момент от TSMC по меньшей мере на одно поколение серийно реазлизуемых технологических процессов, а по годовой выручке в долларах уступая ей примерно на 40% (88,34 млрд долл. США у первой против 53,43 млрд долл. у второй). Невзирая на масштабные финансовые вливания со стороны американского правительства, ведущий чипмейкер Западного полушария продолжает плестись в хвосте у тайваньского соперника — и потому приём на работу бывшего топ-менеджера TSMC многие расценили как попытку хорошенько срезать угол в напряжённой гонке по освоению новейших технологических процессов.
Если верить источникам тайваньской Liberty Times, мистер Ло незадолго до выхода на пенсию прямо указал своим подчинённым предоставить в его распоряжение фотокопии материалов, имеющих отношение к производственным секретам реализации техпроцессов «2 нм», «A16» и «A14» («А» здесь указывает на ангстремы, несистемную единицу длины: 10 Å = 1 нм). Причём если это действие формально не выйдет квалифицировать как промышленный шпионаж (когда действующий старший вице-президент требует предоставить для изучения внутренние материалы, — кто ж ему откажет?), то были и другие попытки добраться до конфиденциальных данных чипмейкера.
Так, тайваньская прокуратура начала в августе расследование в отношении трёх инженеров TSMC, похитивших, по её данным, «ключевые национальные технологические секреты», — им грозит от 7 до 14 лет тюремного заключения. При этом один из обвиняемых успел к тому времени покинуть не признанную почти никем в мире суверенной территорию и перебраться в Японию, где поступил на работу в Tokyo Electron — занятую поставками чипмейкерского оборудования компанию. В числе её клиентов — не только сама же TSMC, но и японская Rapidus, которая (по счастливому стечению обстоятельств, разумеется) как раз во второй половине
TSMC подала иск против мистера Ло, указывая, что тот нарушил договор о неразглашении, поступив на службу к прямому конкуренту, — но глава Intel Лип-Бу Тан (Lip-Bu Tan) отмёл обвинения, заявив, что те «попросту недостойны»: мол, специалиста с опытом работы в лидирующей компании отрасли пригласили для того, чтобы возродить инженерную культуру (которую, следует признать, Intel и вправду порядком успела подрастерять), а не ради банального воровства чертежей. К тому же, в индустрии полупроводников всё слишком тесно переплетено: тот же Ло, прежде чем перейти в TSMC в
Высокотехнологичные секреты в любом случае привлекают повышенное внимание — особенно со стороны стран и фирм, доступ которых к самостоятельному развитию соответствующих направлений искусственно, из политических соображений, ограничен. Ещё весной 2025 г. всё та же тайваньская прокуратура обвинила пекинскую компанию Bitmain в организации утечки мозгов из островных TSMC и MediaTek на материк. Утверждалось, что искатели талантов из КНР предлагали местным специалистам оклады от 250 до 400 тыс. долл. США в год и множество сопутствующих бонусов — это притом, что медианная годовая зарплата на Тайване (не в ИТ-отрасли, а в целом по экономике) не дотягивает и до 21 тыс. долл.
Как ни парадоксально, ключевой для глобальной полупроводниковой индустрии остров в общеэкономическом плане влачит довольно жалкое существование: рост зарплат, в частности, откровенно не поспевает за инфляцией. Не стоит поэтому удивляться, что, по данным местного Института экономических исследований, не менее 3 тыс. инженеров покинули Тайвань только в 2025 г. — направляясь, в основном, в КНР и в США, где их встречают с распростёртыми объятиями.
Хотя тайваньские чипмейкеры получают огромную выручку, они вынуждены тратить гигантские суммы на НИОКР и на инвестиции во всё новые производственные линии — чтобы не потерять набранного темпа и не уступить лидерства американским, японским, а вскоре наверняка ещё и материковым китайским конкурентам. На фонд же оплаты труда остаётся не так много средств — чем, собственно говоря, эти же самые конкуренты вовсю и пользуются. Капитализм!
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
















