24 октября 2008 г.
«Конечно, мы почувствовали последствия кризиса на себе.Во-первых, банки подняли процентные ставки по текущим кредитам, а также возникли проблемы с получением новых.
Во-вторых, все поставщики объявили об ухудшении условий поставок - сократились сроки отсрочки, снижены лимиты, вырос процент конвертации.
В-третьих, корпоративные клиенты из среднего бизнеса заморозили свои проекты по открытию новых офисов, расширению, развитию и т.п. - перенесли до лучших времен или, столкнувшись с проблемами кредитования, решили просто «выжить».
Так же, как и наши клиенты, мы отложили проекты по расширению сети продаж, сократили расходы на маркетинг, на корпоративные мероприятия для клиентов и коллектива. Планируем перевести все непрофильные направления деятельности (например, доставку до клиентов в городе и по краю) на аутсорсинг. Планируем сокращения персонала.
Думаю, что дальше будет только хуже. Политика банков, поставщиков, субдистрибьюторов и розничных продавцов, когда дебиторская задолженность перекладывается по цепочке, приводит к тому, что очень скоро наступит кризис доверия. Большинство клиентов и дистрибьюторов будут считать друг друга неблагонадежными партнерами и даже при стабилизации ситуации с кредитами у многих еще долго не возникнет желания принимать участие в крупных сделках. Т.е. ситуация-то, может быть, и разрешится, а «осадок останется», а это скажется неблагоприятно на развитии всего ИТ-рынка.
Мы сократили сроки резервов товаров, перешли на работу с корпоративными и оптовыми клиентами «только за деньги», проектные поставки сокращены до минимума.
И хотя на рознице последствия кризиса пока почти не отразились, но все равно понятно – «Новый Год» в этом году будет самым «слабым». Дело в том, что многие крупные городские предприятия (Русал и т.д.) уже объявили о сокращении персонала, отправляют людей в неоплачиваемые отпуска и т.п. Значит, уже не получится так, что «кризис - это в Америке, а у нас все хорошо», негативное восприятие ситуации уже отразилось на крупных покупках (жилье и машины), и скоро докатится до покупок поменьше - телевизоров, компьютеров и т.п.
Что мы планируем? Считаем, что продажи в четвертом квартале будут почти такими же, как и в третьем квартале этого года».
Источник: CRN