5 ноября 2008 г.

Попробую кое-что ответить. «Плохие» последствия кризиса буду отмечать буквой «П», хорошие – соответственно, буквой «Х».
Итак:
Х - кредиты в рублях, а товар валютный, соответственно возвращать банкам надо меньше, чем брали.
П - госконтракты по конкурсам в рублях, а товар валютный, соответственно, отдавать клиентам приходится больше, чем планировалось при подписании весной-летом.

Методы «борьбы с последствиями» простые - держать объем невыполненных контрактов ниже объема кредитования, что практически невозможно. Таким образом, приходится залезать в собственную оборотку, а это на ней не очень хорошо сказывается.

Вендоры молчат «как рыбы об лёд», а с поставщиками в полный рост пытается назреть кризис взаимного недоверия (что существенно страшнее экономического кризиса), в результате чего они разделились на несколько групп:
1 - остановили отгрузку без денег полностью, попросили рассчитаться за всё предыдущее вне зависимости от того, кончилась отсрочка или нет;
2 - более аккуратно стали относиться к срокам отгрузок и оплат, при этом досрочная оплата стала давать бонусы к цене;
3 - ничего не изменили в работе;
4 - улучшили условия работы, снизили цены относительно остальных и активно привлекают поработать с ними.

Поставщиков первого типа очень мало, да вот суеты с ними много. В ближайшее время, видимо, придется от таких отказываться. Вторых и третьих большинство, за ними будущее.  К четвертым отношусь с подозрением (все-таки кризис недоверия присутствует), но от работы не отказываюсь :-).

В любом случае ситуация требует недюжинного внимания, осторожности, концентрации оборотных средств, жесткости в управлении и, безусловно, приведет к снижению оборота а, значит, и к невыполнению планов, убыткам и, в некоторых случаях, к банкротствам.

«Какие изменения произошли в отношениях вашей компании с вашими клиентами?» -
самый сложный вопрос. Есть один клиент, с которым подписан рублевый контракт, поставка -конец октября, расчет цен был исходя из курса 24, да еще и производитель выпустил новую номенклатуру, существенно более дорогую в не-рублях. Так он мне с нескрываемой гордостью заявил, что это у него, может быть, единственный в жизни шанс получить хорошее оборудование и он спать не сможет всю оставшуюся жизнь, если этим шансом не воспользуется. Но он один. Остальные  прекрасно понимают все возникшие проблемы, и попытки найти компромисс приводят к разумной минимизации убытков. Хуже другое - гораздо больше времени приходится тратить на переговоры и согласования, что служит причиной снижения оборота. А перспективы развития бизнеса с государством настолько туманны, что бизнес точно придется перестраивать и приоритеты менять.

Розницы, к счастью, не имею, что, безусловно, радует. А вот большинству корпоратива бюджеты следующего года уже секвестировали.

Если CRN действительно сможет стать трибуной для подобного обсуждения (темы кризиса) - предлагаю лозунг: «Господа, давайте доработаем этот год так, чтобы потом никому не было мучительно больно за последствия решений, принятых в суете и горячке».  Жизнь стоит того, чтобы дать ей возможность пощекотать наши нервы острыми предметами. Кому суждено уйти, а кому остаться - рассудит время, а не деньги.

Источник: CRN