16 июня 2009 г.

Ситуацию, связанную с претензиями ФАС к производителям ноутбуков, комментирует генеральный директор «Юлмарт» Сергей Федоринов:

«Я думаю, что в данном случае можно говорить о некоем формальном нарушении прав потребителей. В ряде конкретных случаев, когда вследствие каких-то проблем с механизмом возврата средств конкретному покупателю, осознанно купившему ноутбук с ОС Microsoft, деньги не были возвращены. Осознанно. Т.е. он купил его только потому, что среди 10% предлагаемых продуктов той же категории он не смог найти ноутбук с другой ОС, но при этом со сходными функциональными характеристиками. При этом мне очень сложно поверить, что компании-производители осознанно усложняют процедуру возврата средств за неактивированные лицензии, чтобы навязать потребителю ОС Microsoft.

Если уж на то пошло, то будь на ноутбуках вышеупомянутых производителей установлено еще какое бы то ни было платное программное обеспечение, от которого потребитель мог бы отказаться в момент начала использования ПК, я не думаю, что процедура возврата средств, очевидно проходящая по той же схеме, была бы проще.

Скорее всего, здесь дело не в сговоре, направленном на увеличение продаж ноутбуков с ОС производства корпорации Microsoft. Я вас уверяю, производители, какими бы тесными взаимоотношения они ни были связаны с американской корпорацией, вряд ли осознанно пошли бы на скандал, угрожающий нанести серьезную репутацию брендам, в которые вложены огромные маркетинговые бюджеты: в данном случае овчинка выделки не стоит.

Дело в том, что большинство производителей мобильных ПК декларируют свободу в качестве одной из ключевых ценностей, сути брендов. А стоимость марок вышеназванных производителей исчисляется цифрами с большим количеством нолей. Поэтому у меня лично не складывается впечатления, что стоит рисковать такими суммами ради продажи пары сотен, да пусть даже десятков OEM-лицензий Microsoft. Хотя, формально, конечно, здесь можно усмотреть признаки нарушения прав потребителей. Отдельных потребителей, подчеркиваю, чьи права нарушены в связи с отсутствием у ряда производителей отлаженного механизма возврата средств за невостребованный товар, приобретенный в составе ноутбука.

Безусловно, у потребителя всегда должен быть выбор. В нашей сети магазинов реализуются как ноутбуки с ОС производства компании Microsoft, так и мобильные компьютеры с другими предустановленными операционными системами. При этом доля ноутбуков с установленной операционной системой  Microsoft составляет порядка 75%. Остальные 25% составляют ноутбуки с другими операционными системами. И это оправдано.

Дело в том, что так уж сложилось, что традиционно в структуре наших покупателей есть много специалистов с высоким уровнем компьютерной грамотности. Им, пожалуй, интересно и на разных операционных системах ноутбуки покупать, и устанавливать-переустанавливать ОС на своем ноутбуке по 10 раз, конфигурировать, как пазл складывать и раскладывать различные компоненты системы. Но ведь они и процессоры те же «разгоняют», и «видеокарты». И каких только чудес не творят. А как же быть с теми потребителями, которые, действительно покупают ноутбук, чтобы смотреть фильмы и фотографии, проверять электронную почту – словом, производить нехитрые отработанные операции, не требующие специальных знаний? Отработанные, как правило, в системе Windows. И это факт, с которым не поспоришь.

Между тем, чтобы обеспечить покупателю абсолютную свободу выбора, логично было бы предложить ему самому устанавливать ОС на ноутбук. Это не всем под силу. В свете отсутствия специализированных компьютерных навыков, требуемых при установке ОС. Представьте тетю Клаву, бухгалтера, которая на работе работает за компьютером и является главным клиентом службы техподдержки, купившую ноутбук без ОС. Какова будет ее реакция, когда, распаковав коробку с ноутбуком и включив его в сеть она не получит желаемых функций здесь и сейчас? Вместо этого ей будет предложено самостоятельно осуществить выбор и установку операционной системы. А она не квалифицированна настолько, чтобы осуществить самостоятельно и то, и другое. Хотя потребителем продукта является она. Требуемое программное обеспечение, замечу, нужно еще где-то приобрести – за деньги или без. Такой подход нарушает права покупателя на приобретение продукта, готового к работе и не требующего дополнительных телодвижений и сервисного обслуживания того же специалиста техподдержки или соседа, к которому эта тетя Клава понесет свой ноутбук без ОС. Право на удобство, комфорт пользования товаром или услугой. А ведь это, в условиях рыночной экономики, фундамент развития компаний, основной ориентир.

Некоторые считают, что «без ОС Windows ноутбуки никому не нужны». Кому-то, безусловно, нужны. Это и потребители-профессионалы, энтузиасты, возможно, ряд корпоративных потребителей. Все зависит от цели использования данных устройств.
И вот здесь я должен признать некоторую справедливость высказывания. Ведь ноутбуки покупаются в подавляющем случае для развлечений. Для этого даже не нужно обладать аналитическими отчетами ведущих исследовательских компаний. Достаточно посмотреть на статистику продаж, в которой лидируют мультимедийные модели для домашних развлечений. И здесь действительно, нужно отметить, что ОС корпорации Microsoft более известны, более привычны рядовому обывателю. Это заслуга корпорации Microsoft. Они активно пропагандируют свой продукт, замечу, не забывая пропагандировать вообще такой важный аспект как правовую компьютерную грамотность в свете соблюдения законодательства об авторских правах.

Так или иначе, есть ряд фактов, с которым нельзя поспорить. Windows – это бренд. С высокой узнаваемостью. В разы превосходящей узнаваемость в среде обывателей, тех, кто составляет основную массу покупателей ноутбуков. Поэтому потребители знают его и хотят потреблять. Если в будущем появятся другие бренды в категории операционные системы, то потребители, возможно, будут знать и хотеть потреблять их. А спрос рождает предложение. И я очень сильно удивлюсь, если при наличии спроса на другие ОС те же упомянутые производители ноутбуков, уважаемые компании с высокой составляющей репутационной стоимости бизнеса, построенной в том числе на абсолютизации понятия «удовлетворенность потребителей», не будут выпускать свои продукты с данными популярными операционными системами. Будут!

Принудительное увеличение выпуска ноутбуков с другими операционными системами как шаг борьбы за права потребителей может стать для покупателя-обывателя стрессом при покупке, ведь, в большинстве случаев, он даже не задумывается о том, какое программное обеспечение установлено на покупаемом ПК. Правда, нужно отметить, что в последнее время в связи с чередой громких дел покупатели интересуются, лицензионное ли оно. Это все, что их интересует. Поэтому та же тетя Клава, приобретя приглянувшийся ей ноутбук просто как «коробку развлечений» может быть неприятно удивлена отсутствием привычных «картинок на которые нужно нажимать, чтобы посмотреть кино». Пусть даже ОС там будет стоять бесплатная. Или вернуть ее будет проще. Просто от того, что «непонятно и непривычно», при всех преимуществах и недостатках различных операционных систем».

Источник: CRN/RE