16 июня 2009 г.

Исследование мнений руководителей 570 ведущих международных компаний, результаты которого опубликованы компанией «Эрнст энд Янг», показало глубокое воздействие мирового экономического спада на бизнес. Их сравнение с результатами аналогичного исследования, проведенного в январе, также свидетельствует о том, что если пик кризиса и миновал, то большинство компаний по-прежнему сосредотачивают усилия на преодолении нынешних трудностей. Вместе с тем меньшая, но все же существенная часть компаний стремится определить и использовать преимущества сложившейся ситуации, и реализовать новые возможности.

Немногим менее половины (43%) участников исследования «Новые перспективы в сложных условиях: ускоренный темп перемен» (Opportunities in adversity: accelerating the change) считают изменения, произошедшие в операционных моделях своих компаний, постоянными. Еще 45% респондентов полагают, что воздействие кризиса применительно к их компаниям носит временный характер. Подобным образом, 56% руководителей говорят о постоянных изменениях в процессах управления рисками, а 33% ― о временных. 45% респондентов считают, что правовая среда хозяйственной деятельности также претерпела кардинальные изменения. Прочие изменения, затронувшие бизнес-модели компаний, в том числе связанные с ценовой чувствительностью, уровнем доходности, чувствительностью к конкуренции и экономической стабильностью, воспринимаются участниками исследования как носящие скорее временный характер. Меньшее, но вместе с тем значительное число респондентов – в каждом случае свыше 20%  – все же считают изменения постоянными.

Вице-председатель международной практики «Эрнст энд Янг» по стратегическим рынкам Джон Мэрфи говорит: «Результаты исследования не только свидетельствуют о постоянном характере воздействия перемен, произошедших в последние двенадцать месяцев, но и показывают, насколько быстро происходят эти перемены и насколько немногочисленны те, кто их ожидал. Для более чем 75% руководителей, принявших участие в исследовании, неожиданными стали показатели глубины и темпов спада».

Сложности не убавляются

Специалисты «Эрнст энд Янг» проводили аналогичное исследование пять месяцев назад. Представители компаний, с которыми мы говорили тогда, а также представители тысяч других организаций, с которыми мы впоследствии обсуждали результаты исследования, по-прежнему испытывают жесткую ценовую конкуренцию. Число банкротств все еще велико, как и число случаев ухода конкурентов из отрасли. Но увеличилось и количество организаций, отмечающих появление новых участников на своих отраслевых рынках.

В целом, в бизнесе по-прежнему царят пессимистические настроения. Хотя 64% компаний успешно сократили затраты, по словам 31% руководителей, их компаниям удалось увеличить доходы, а свыше трети участников исследования считают, что с точки зрения возможностей для приобретения активов ситуация стала более благоприятной. Большинству компаний все же пришлось столкнуться с сокращением объемов продаж (58%) и снижением уровня доходности (56%). Лишь 20% руководителей  наблюдали  рост доверия инвесторов, и такое же незначительное число участников отметили некоторое улучшение ситуации с доступностью капитала и заемного финансирования.

Джон Мэрфи отмечает: «Учитывая сложную ситуацию, в которой оказались компании, удивительно, что показатели большинства из них, пусть и незначительно, улучшались или, по крайней мере, не ухудшались в течение последних двенадцати месяцев. Основная проблема для руководства компаний в будущем году будет заключаться в необходимости действовать еще быстрее и решительнее».
Худшее позади?

Незначительное изменение в приоритетах участников исследования по сравнению с январем дает основания надеяться, что эпицентр кризиса уже миновал. На момент проведения предыдущего исследования 82% руководителей видели основную задачу в перестройке бизнеса в соответствии с требованиями, выдвигаемыми сложной экономической ситуацией, а 74% думали лишь о том, как его сохранить.

На сегодняшний день эти показатели снизились до 74% и 65% , но все же находятся на довольно высоком уровне. Однако с учетом того, что доля компаний, которые «используют открытые кризисом возможности для расширения деятельности», увеличилась с 59% до 69%, такие результаты свидетельствуют о некотором увеличении количества предприятий, заинтересовавшихся новыми перспективами для развития бизнеса.

Вице-председатель международной практики «Эрнст энд Янг» в области оказания консультационных услуг по сделкам Пип МакКрости говорит: «Сегодня многие активы стоят дешевле, чем два года назад, и этим не преминут воспользоваться наиболее предприимчивые участники рынка. Число опрошенных нами руководителей компаний, намеревающихся осуществить стратегические приобретения в новых отраслевых сегментах, увеличилось на 7% по сравнению с январскими результатами и составило почти четверть от общего числа участников исследования. Мы ожидаем, что на фоне сохраняющегося относительного дефицита ликвидности сделки приобретут более сложную структуру и будут найдены альтернативные формы привлечения финансирования».

Дефицит ликвидности имеет место

В январе свыше четверти компаний не испытывали затруднений в отношении наличия свободных денежных средств. Теперь их число сократилось до 18%. Респонденты также отмечают, что вынуждены поддерживать интенсивный контакт с кредиторами и рейтинговыми агентствами. Вместе с тем уменьшилось число компаний, которые продают активы исключительно с целью пополнения ликвидности.

Напротив, чаще компании ищут способы договориться о менее жестких условиях с кредиторами. Три четверти респондентов заявили, что их системы управления оборотным капиталом и потоки денежных средств подверглись коренному пересмотру. Джон Мэрфи комментирует: «В условиях дефицита заемного финансирования решающее значение приобретает управление денежными средствами. Особое внимание должно уделяться клиентской базе, ужесточению подхода к поставщикам и постоянному анализу сумм, выведенных из оборота».

Какие меры принимают компании в краткосрочной перспективе?

86% компаний в прошлом году активно сокращали затраты, 52% ускорили программы реструктуризации и 38% сделали основную ставку на существенное сокращение персонала. В качестве основных приоритетов в рамках краткосрочной стратегии, респонденты назвали повышенное внимание вопросам доходности (73%) и ценовой стратегии (55%). 52% компаний намерены делать упор на отношения с клиентами. Для целей внутреннего развития 38% компаний инвестировали более существенные ресурсы в управление рисками, что неудивительно.

Что ожидает нас в отдаленной перспективе?

В отношении приоритетов послекризисного будущего мнения руководителей разделились почти поровну. В их числе выход на новые географические рынки, более активное использование преимуществ стратегических альянсов, приобретение новых активов, сокращение времени выхода продукта на рынок и реализация непрофильных активов. Вице-председатель международной практики по оказанию консультационных услуг «Эрнст энд Янг» Норман Лонерган комментирует: «Результаты нашего предыдущего исследования показали, что, вопреки ожиданиям, кризис ускорил динамику реструктуризации. Данная тенденция сохраняется, и в настоящее время все больше компаний принимают активные меры, направленные на фундаментальную перестройку бизнеса».

Когда ждать подъема?

Участники исследования дали на этот счет разные прогнозы: по мнению четверти опрошенных, мировая экономика уже миновала низшую точку спада, а 42% респондентов полагают, что мировая экономика уже подает явные признаки жизни или начнет их подавать к концу текущего года. Вместе с тем значительное меньшинство опрошенных не рассчитывают на то, что экономическая ситуация выправится раньше второй половины 2010 года – и то в лучшем случае. Настрой в одних отраслях более оптимистичен по сравнению с другими – в частности, в секторе телекоммуникаций, энергетике и нефтегазовой отрасли. Другие отрасли, а именно сектор управления активами, недвижимость и строительство, готовятся к более длительному спаду. Настроения среди респондентов в Европе более негативны по сравнению с Азией, а также Северной и Южной Америкой.

В России компания «Эрнст энд Янг» и Ассоциация независимых директоров (АНД) провела опрос финансовых директоров крупнейших российских компаний. Согласно этому опросу, за последние шесть месяцев более половины (56%) крупнейших российских предприятий сократили свои объемы производства, при этом на снижение объема продаж указали 58% опрошенных.

«Несмотря на все вышеперечисленные трудности и проблемы, 52% финансовых директоров положительно оценивают возможности своей компании по привлечению внешнего финансирования в инвестиционные проекты в данный момент», – заявил Александр Ивлев, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в странах СНГ.

Об исследовании

В рамках исследования сотрудники Economist Intelligence Unit опросили 569 руководителей высшего административного звена и членов советов директоров компаний из разных стран и отраслей. Свыше половины опрошенных – руководители компаний с совокупным годовым доходом, превышающим 1 млрд. долларов США. Исследование проводилось в июне 2009 года.

Источник: Пресс-служба «Эрнст энд Янг»