2 июля 2009 г.

По данным «Обзора тенденций внедрения IT в авиакомпаниях в 2009», проведенного компанией SITA совместно с журналом Airline Business и представленного в Каннах на ежегодной конференции SITA Air Transport IT Summit, инвестиции авиакомпаний в ИТ поставят в этом году новый рекорд падения, что обусловлено беспрецедентными финансовыми потерями авиационной отрасли.

На фоне борьбы за уменьшение издержек, связанной с убытками отрасли в прошлом году в размере 10,4 млрд. долл., а также прогноза IATA по убыткам в 2009 г. в размере 9 млрд. долл., затраты авиакомпаний на ИТ и телекоммуникации прогнозируются на самом низком уровне с 2002 г. – всего 1,7% оборота.

Многие авиакомпании функционируют в режиме выживания; 72% респондентов планируют пересмотреть контракты с ИТ-поставщиками, при этом 70% будут инвестировать в решения, которые снижают совокупные затраты. Многие авиакомпании уже приняли соответствующие меры, такие как рационализация ИT-поставок, консолидация ИТ-инфраструктуры, сокращение рабочей силы и аутсорсинг.

Представляя результаты обзора, председатель правления SITA и директор British Airways по ИТ Пол Коби (Paul Coby) отметил: «Сокращение вложений авиакомпаний в ИТ – это прямой ответ на 80-миллиардное уменьшение оборота, которое ожидается в нашей отрасли вследствие падения спроса на пассажирские авиаперевозки. Впервые за несколько лет отмечается последовательный, год за годом, спад ИТ-инвестиций. Все усилия направлены на достижение бóльших результатов с меньшими затратами».

«Мы стали свидетелями самого сложного периода для воздушного транспорта. И когда для многих перевозчиков основным становится вопрос выживания, не удивительно, что все ИТ-инвестиции, кроме самых насущных, отошли на второй план. Те из нас, кто непосредственно связан с управлением аэропортами и авиакомпаниями, понимают абсолютную необходимость подобного шага. И поэтому не удивительно, что основным препятствием, мешающим директорам по ИТ реализовывать намеченную стратегию, респонденты считают сокращение инвестиций», -  продолжил Пол Коби.

«Но важно осознать, что ИТ одновременно являются частью решения наших проблем. При правильном и эффективном подходе ИТ смогут сократить издержки и защитить доходы. Результаты обзора говорят о том, что ИТ уже сыграли большую роль в уменьшении стоимости дистрибуции и расширении внедрения самообслуживания. Впервые 100% респондентов заявили о продажах билетов в Интернете, и очевидно, что онлайн-продажи превращаются для авиакомпаний в основной канал дистрибуции. Веб-регистрация находится на уровне 60% и достигнет 92% в течение трех ближайших лет. Таким образом, революция на воздушном транспорте, движущей силой которой стали ИТ, продолжается», - подчеркнул он.

Далее Коби сказал: «Важно отметить, что в стратегической перспективе в ближайшие три года авиакомпании продолжают выстраивать инвестиционные приоритеты по многим направлениям, включая IP-телефонию, сервисориентированную архитектуру, программные средства в качестве услуг, Web 2.0, технологию “облачных” вычислений (cloud computing), безопасность данных и биометрию. И опять этому не следует удивляться. Я вижу в этом свидетельство того, что авиакомпании полностью понимают важность технологий для будущего развития, и что мы сегодня наблюдаем всего лишь непосредственную и необходимую реакцию на глобальный экономический спад. Это лишь демонстрирует, насколько сегодня ИТ сблизились с основным бизнесом авиакомпаний. ИТ-отделы всех авиакомпаний в мире вносят свой вклад в борьбу за выживание не только системами сокращения издержек и автоматизации регистрации и продаж, они сами перешли в режим экономии. Сейчас все авиакомпании в мире также осознают, что информационные технологии станут ключом к успеху в будущем, когда мы выйдем из кризиса с эффективным использованием технологий, отвечающими не за 1,7% затрат авиакомпаний, но за 100% базовой стоимости и 100% доходов».

В борьбе за сокращение расходов на дистрибуцию, авиакомпании стремятся к 2010 г. расширить функциональность своих веб-сайтов, в частности, реализовать в онлайне услугу изменения, отмены и перебронирования маршрута, которую 44% респондентов планируют ввести, а 37% уже предлагают.

Другие функции, запланированные к внедрению в 2010 г.: альтернативные варианты платежей (34%), новые продукты для повышения доходов (34%), портал бронирования для корпоративных клиентов (33%), применение скидок для часто летающих пассажиров (29%), портал бронирования для турагентств (28%), инструменты для онлайн-шоппинга (26%).

Акцент на эффективных технологиях самообслуживания выражается в применении киосков, при этом 74% авиакомпаний планируют увеличить их количество, как для регистрации, так и для новых услуг. С расширением внедрения на уровне всей отрасли растет и количество авиакомпаний, рассматривающих применение киосков c новыми функциями. В 2009 г. 26% авиакомпаний планируют увеличить число киосков с такими новыми услугами, как сообщение о потере багажа и организации пересадки, тогда как в 2008 г. их было всего 18%.

В то время как 38% респондентов пока не предоставляют никаких услуг мобильной связи, среди предоставляющих такие услуги самыми популярными остаются уведомления о статусе и задержках рейса – их оказывают 38%, а 42% респондентов планируют начать оказывать эти услуги в течение следующего года.

«Обзор тенденций внедрения IT в авиакомпаниях» является независимым анкетированием руководящего ИТ-персонала 200 крупнейших пассажирских авиаперевозчиков; среди 116 авиакомпаний, приславших свои ответы в этом году, 11% относятся к бюджетным перевозчикам, 27% авиакомпаний перевозят более 20 млн. пассажиров.

Источник: Пресс-служба компании SITA