28 июля 2009 г.

Розничные продажи в Центральной и Восточной Европе (CEE) устойчиво нарастали, как и расходы на ИС и технологии, обслуживающие бизнес ритейлеров. Рынок ИТ-решений для розничного сектора все еще относительно мал в CEE, но имеет больший потенциал роста, чем в Западной Европе.

Розничные продажи в CEE растут…

В условиях стабильного роста доходов населения в CEE розничный сегмент в регионе продемонстрировал устойчивый рост за последнее десятилетие. В 2007 г. региональный розничный рынок в целом имел оборот 179 млрд. евро, что равно половине рынка Германии и чуть меньше половины оборота розничной торговли во Франции, увеличившись на 56,4% с период с 2002 по 2007 гг. Российский розничный рынок - самый большой в регионе; на его долю приходится 50-60% всего розничного оборота в CEE. Следом за Россией по размеру рынка идут Польша (~20% совокупного розничного рынка CEE) и Чешская Республика (прибл. 5-7%). В 2008 г. российский розничный рынок продемонстрировал рост более чем на 20% за год. Хотя и наметились некоторые признаки спада, российский розничный рынок в 2008 г. был третьим в мире по индексу GRDI (Global Retail Development Index) фирмы A.T. Kearney, что указывает на все еще большой потенциал будущего роста.

Другие розничные рынки в регионе также продемонстрировали довольно привлекательные темпы роста в 2008 г.: Польша - на 5,3%, Чешская Республика - 8,8%, Словакия - 5,7%. В 1 кв. 2009 г. разные региональные рынки показали довольно разные тенденции и темпы роста. И хотя крупнейший российский ритейлер, группа X5 Retail, подтвердил 46% роста своей консолидированной прибыли в рублях за год (на 5% за год в долларовом эквиваленте) на конец 1 квартала, общий рост российской розницы в 2009 г. выглядит далеко не блестяще. По оценке экспертов и главных участников рынка общий рост российского розничного рынка в 2009 г., вероятно, не превысит 0,6%. В феврале официальная статистика в Польше сообщила о снижении розничных продаж на 1,6% за год, главным образом из-за растущей безработицы (10,9% в феврале 2009 г.). В Чешской Республике розничные продажи в январе 2009 г. упали на 3,3% за год, и мы прогнозируем спад приблизительно на 1% за весь 2009 г.

…и растут расходы ритейлеров на ИТ

По данным исследовательской фирмы Gartner, расходы на ИТ розничного сектора во всем мире увеличились с 103,2 млрд. долл. в 2001 г. до 153,3 млрд. долл. в 2008 г. Обычно розничные компании выделяют на ИТ-бюджет 0,5-1,5% своего дохода. Мелкие ритейлеры обычно тратят 0,6-0,9% своей прибыли, а крупные компании (с годовым объемом продаж свыше 100 млн. евро) могут потратить 2-3%. Средний ИТ-бюджет российской розничной компании составляет 0,95% ее дохода. По оценке Gartner, в Восточной Европе средний ИТ-бюджет составляет 0,75% общего объема продаж ритейлеров. Допуская, что ритейлеры потратят 0,75% своего общего объема продаж на ИТ, можно оценить ИТ-расходы розничного сектора в 2004-2008 гг. в крупнейших странах CEE. ИТ-расходы ритейлеров включают расходы на оборудование, ПО, ИТ-услуги, внутренние сервисы и телекоммуникации. Обычно 40-60% всего ИТ-бюджета ритейлера выделяется на закупку компьютерного оснащения (серверы, сетевое оборудование) и специализированного оборудования (POS-терминалы, весы, принтеры и т. п.), 10-20% - на ПО, и около 10-20% - на ИТ-услуги. Заметна тенденция значительного увеличения расходов на ИТ-услуги и высокие темпы роста в этом сегменте в регионе CEE. Уже сегодня в Польше, Чешской Республике и Венгрии общая доля ИТ-услуг на ИТ-рынке превышает 30%, а в России доля ИТ-услуг выросла с 9% в 2007 г. до 25% в 2008 г.

В 2008 г. розничный сектор в CEE потратил на ИТ приблизительно в 5 раз меньше, чем их западноевропейские соседи. Однако среднегодовой темп роста (CAGR) ИТ-расходов ритейлеров в Восточной Европе за период 2004-2009 гг., по оценке Gartner, составил 8,2% (1,4% для Западной Европы) и имеет потенциал продемонстрировать существенный рост в будущем. (В 2007 г. IDC дала оценку CAGR ИТ-расходов розничного сектора на период 2007-2010 гг. на уровне 13,5%, что, конечно, требует сегодня корректировки ввиду глобального экономического спада). Мы строим наш прогноз на 2009 г., принимая во внимание прогноз Gartner о снижении на 0,3% ИТ-расходов ритейлеров в регионе EMEA.

Несмотря на экономический спад, российские аналитики прогнозируют годовой рост ИТ-продаж ритейлерам в 2009 г. прибл. на 5-10%. Для сравнения: в 2008 г. крупные местные игроки на этом рынке в России имели годовой темп роста 30-40%.

Исторически игроки розничного сектора в CEE не рассматривали ИТ как критически важную опору своего бизнеса. С ростом конкуренции в регионе и агрессивным вторжением глобальных игроков автоматизация бизнес-процессов начинает признаваться важным средством достижения успеха. Главными двигателями внедрения ИТ-решений в розничном секторе являются оптимизация затрат, сохранение конкурентного преимущества, высокая интеграция всех бизнес-процессов (розничные продажи, управление складами, связями с поставщиками и т. д.), удержание клиентурной базы и т. п.

Поставщики и ИТ-решения для розничного сектора

Обычно весь сегмент рынка ИТ для ритейлеров можно подразделить на два больших субсегмента: решения для взаимодействия с партнерами и заказчиками и решения для обслуживания операций. На сегодняшний день большинство ИТ-решений для ритейлеров в регионе нацелены на внешнее взаимодействие. В CEE этот сегмент отражает его глобальную структуру и представлен главным образом тремя ведущими специализированными поставщиками решений: Fujitsu, IBM и NCR. Поставщики POS-решений обычно поставляют оборудование вместе с ПО. Список других крупных поставщиков POS-систем, работающих в CEE, включает (без претензии на полноту) компании FS, Posifex и Wincor Nixdorf. Важным компонентом POS-оборудования является сканер штрих-кода, и главными игроками в этой области являются Honeywell и Motorola, а также Datalogic и Scanport. Принтеры этикеток поставляют Zebra, Datamax, Toshiba, Citizen, Epson и др. Motorola, Honeywell и CASIO имеют также прочное положение в субсегменте терминалов сбора данных, которые используют сегодня главным образом беспроводные технологии.

Двигаясь к консолидации и расширению, розничные сети региона стремятся внедрять более единообразные и сложные ERP-системы, охватывающие весь спектр их потребностей автоматизации. Все три ведущих глобальных поставщика сложных интегрированных решений для ритейлеров присутствуют в регионе с их системами: SAP for Retail, Oracle Retail и Microsoft Dynamics AX for Retail. В первой десятке глобальных ритейлеров восемь компаний используют решения Oracle, и только две, Metro и Schwarz, - решения SAP. В 2007 г. в пресс-релизе Oracle было сказано, что компания значительно расширила свое присутствие в розничном секторе в CEE, приобретя новых деловых партнеров в Словакии, России и Польше. В России ситуация более благоприятна для Microsoft, и ее интегрированные решения для розницы используют свыше 30% ритейлеров, а SAP (16,5% рынка) конкурирует с местным поставщиком ПО для розничной торговли, «1C» (22%).

Последствия кризиса

Согласно анализу Gartner, мировые расходы розничного сектора на ИТ в 2009 г. не превысят 153,8 млрд. долл., сохранив положительный рост только благодаря ожидаемому умеренному росту в Северной Америке (на 0,5%), Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, а также на Ближнем Востоке и в Африке, а в Западной и Восточной Европе ожидается отрицательный рост. Все факторы, оказывающие влияние на розничный сегмент в CEE, конечно, будут отражаться и на ИТ-сегменте, снабжающем ритейлеров. Сегодня розничные рынки в CEE уже страдают от глобального кризиса, демонстрируя огорчительное снижение ожидаемых темпов роста. Ожидается, что Центральная и Восточная Европа, включая Россию и страны СНГ, войдут с рецессию в 2009 г. из-за значительного падения спроса на их товары и сырье. Согласно недавним оценкам Международного валютного фонда, консолидированный рост ВВП региона CEE и стран СНГ, включая Россию, снизится на 0,4% в 2009 г.

Однако ИТ-расходы ритейлеров составляют довольно малую часть их дохода, и справедливо сказать, что им будет довольно трудно значительно урезать эти бюджеты. По данным исследования, проведенного в январе 2009 г. журналом Intelligent Enterprise в России, 42% ИТ-менеджеров в розничном секторе не ожидают какого-либо сокращения своих бюджетов, а половина из них даже подтвердили, что ИТ-бюджеты на 2009 г. увеличились по сравнению с 2008 г. В то же время, поскольку розничный сектор испытывает необходимость сократить издержки, возможно, что сам подход и критерии, по которым происходит выбор ИТ-решений и поставщиков, заметно изменятся в этом секторе. Вероятно, выбор решения будет прежде всего определяться минимально необходимой функциональностью и точным прицелом на устранение избыточности и излишней сложности, поскольку более сложные и функционально перегруженные системы потребуют больше расходов на ИТ-поддержку и услуги. Общий цикл продаж удлинился, поскольку процесс выбора решений ритейлерами стал более скрупулезным.

Тем не менее, вполне возможно наблюдать и другую тенденцию, которую можно охарактеризовать как растущий интерес мелких местных ритейлеров к инвестированию в эффективность и конкурентоспособность, что включает также запуск проектов автоматизации. Вероятно, самые худшие последствия будут наблюдаться в сегменте оборудования, так как многие розничные компании объявили о планах сократить или по крайней мере заморозить бюджеты на обновление ИТ-оборудования. Спасительный путь для поставщиков ИТ в розничном сегменте в 2009 г., вероятно, можно найти в уже существующих долгосрочных договорах и ИТ-услугах, которые они могут предоставлять.

Перспективы на будущее

Применение ИТ-решений и автоматизации в розничном сегменте в регионе CEE стало важным компонентом успешной конкуренции и выживания. У местных игроков нет иного выбора, кроме как стать грамотными пользователями ИТ для автоматизации своих бизнес-процессов. Очевидно, это поведет к дальнейшей консолидации региональных поставщиков ИТ-решений для розницы и привлечет глобальных ИТ-игроков, имеющих предложения в этой области. Даже сегодня местные поставщики ИТ-решений могут наблюдать растущий спрос на более сложные решения, которые уже оснащаются BI-функциональностью (с поддержкой аналитики в реальном времени), в ответ на новые требования к срокам принятия решений в рознице. В то же время, будет расти доля ИТ-услуг в спектре предложений для ритейлеров, которые стремятся ко всё большему сотрудничеству со своими клиентами.

Другие инновации в розничном секторе, нацеленные на повышение удовлетворенности заказчиков и их лояльности и дальнейшее увеличение дохода и маржи ритейлеров, могут быть теперь поддержаны ИТ-решениями для систем кассового самообслуживания, индивидуального мониторинга заказчиков и т. п. Эти инновации начали проникать на западные рынки розничной торговли и, конечно, будут распространяться на восток в самом ближайшем будущем.

Многие полагают, что технология RFID станет новым рынком с большим потенциалом в сфере ИТ для розницы. Однако сегодня внедрены лишь считанные пилотные проекты, чтобы доказать ее жизнеспособность. Вероятно, RFID выйдет на уровень массового рынка не раньше 2015-2020 гг., начав распространение в Северной Америке и Западной Европе.

Источник: PMR