1 сентября 2009 г.

Вадим Лата, генеральный директор компании Netlab
Прошел год, как мы живем в кризисе. В связи с этим CRN/RE обратился к ведущим игрокам ИТ-рынка с просьбой поделиться своим взглядом на то, каким был для них этот кризисный год. Рассказывает Вадим Лата, генеральный директор компании Netlab.

CRN/RE: Что принципиально изменилось в вашей компании в связи с кризисом?

Вадим Лата: Кризисная ситуация еще раз продемонстрировала правильность выбранной нами модели бизнеса и  подхода к минимизации издержек и оптимизации бизнес-процессов.  Поэтому принципиально не изменилось почти ничего. Конечно, еще более жестко подошли к сокращению издержек, но все в разумных пределах. Уже в рамках ситуации пришлось сократить персонал, несколько пересмотреть ассортиментную политику, более строго отнестись к предоставлению кредитов и отсрочек по платежам и пр., но эти действия в той или иной мере были присущи большинству компаний. А так для нас всегда одними из главных показателей в работе компании были регламентированная оборачиваемость склада, рентабельность, баланс дебиторки и кредиторки, развитие клиентского сервиса. В этом направлении и продолжаем прикладывать усилия.

CRN/RE: Какие уроки вы извлекли из кризиса?

В. Л.: Во-первых, кризис показал кто есть кто, с кем можно строить долгосрочные отношения, а с кем нет.
Во-вторых, приобрели реальный опыт работы компании в нестандартной ситуации.
В-третьих, провели некую оптимизацию и качественную чистку рядов.
В-четвертых, убедились в правильности модели нашего бизнеса.

CRN/RE: Все говорили, что кризис – это еще и возможности. Какими возможностями, возникшими в связи с кризисом, воспользовалась ваша компания?

В. Л.: Большого передела рынка не произошло, но тем менее перегруппировка сил «имела место быть». Кризис показал, кто какими конкурентными преимуществами реально обладает. И, оценив это, мы получили больше возможностей для улучшения клиентского сервиса: что-то улучшать у себя, что-то развивать новое. Ведь если дилеры довольны набором и качеством предоставляемых нами услуг, то бизнес будет только развиваться.

CRN/RE: Какие из проблем, возникших в связи с кризисом, оказались наиболее сложными для вашей компании? Как вы их решали?

В. Л.: Сокращение оборотов автоматически повлекло за собой  появление избыточного количества сотрудников. Наиболее сложным был вопрос сокращения персонала, но без этого, к сожалению, обойтись было нельзя. Но и здесь мы пошли на некий компромисс и в итоге было сокращено 23% персонала (против 45% снижения оборота).

Так как у нас плановое ведение хозяйства, то еще можно назвать сложность  прогнозирования бизнеса в условиях кризиса. Но и это удалось решить путем более оперативной работы и краткосрочного планирования с разумной корректировкой планов.

CRN/RE: Как кризис повлиял на обороты вашей компании во второй половине 2008 г.? В первой половине 2009 г.?

В. Л.: Обычно 1 и 2 половины года соотносятся по обороту как 40% и 60%.
В 2008 году этого не произошло, и вторая половина оказалась лишь чуть больше первой и ближе к  аналогичному периоду 2006 г. Обороты упали на 45%, но нам удалось сохранить клиентскую базу.

Во второй половине 2009 ситуация начала несколько стабилизироваться, особенно к лету, появилась возможность более долгосрочного планирования – на квартал. Мы стали выполнять внутренние планы. Сейчас уже есть планы до конца года.  Ну а 1 половина 2009 г. принесла сокращение отставания от результатов 1 половины 2008 г. И дело даже не в объемах, а в некой «понимаемости» перспектив.  

CRN/RE: От каких планов пришлось оказаться в связи с кризисом?

В. Л.: Какие-то планы, безусловно, пришлось скорректировать: отложить или перенести на более долгий период. Например, в рамках улучшения клиентского сервиса мы развиваем льготную доставку в регионы. Вот на 4 квартал 2008 это все пришлось отложить, и мы вернулись к вопросу уже в феврале. Сейчас работаем над льготной доставкой в Южный регион, а в Ростов-на-Дону уже доставка бесплатная. Кроме того были соптимизированы тарифы перевозок.

Отложили проект по развитию региональной сети представительств.

CRN/RE: Какие прогнозы вы делали в начале кризиса в отношении российского ИТ-рынка? Оправдались ли они?

В. Л.: Прогнозы - дело неблагодарное. Но, тем не менее, без них не обошлось, конечно. Количество участников ИТ-рынка сократилось. Часть более мелких компаний (особенно нишевых) влилась или поглотилась более крупными.

Прогнозировали затухание падения оборотов. И мы, кстати, не ставили самоцелью во что бы то ни стало делать обороты. Важно было зарабатывать прибыль, а, следовательно, акцент ставился на сокращении расходов под получаемые доходы.  

Прикидывали, что после мая может наступить некая стабилизация ИТ-рынка. Примерно так и получилось, и начался незначительный, но рост.

К концу года планировали выйти на уровень динамичного развития, о чем я уже говорил по полугодиям: 40 на 60. Пока это у нас получается.

Источник: CRN/RE