4 сентября 2009 г.

Марина Белоусова, Заместитель директора по вопросам маркетинга «Тайле»
Прошел год, как мы живем в кризисе. В связи с этим CRN/RE обратился к ведущим игрокам ИТ-рынка с просьбой поделиться своим взглядом на то, каким был для них этот кризисный год. Рассказывает Марина Белоусова, Заместитель директора по вопросам маркетинга компании «Тайле».
    
CRN/RE: Что принципиально изменилось в вашей компании в связи с кризисом?

Марина Белоусова: Наша компания стала более собранной – мы как будто сгруппировались перед прыжком, собрав все силы и мобилизовав все ресурсы. Кардинальных изменений сделано не было, но вот систематическая и поступательная работа по повышению эффективности сотрудников, отделов и компании в целом
велась и ведется каждый день.

CRN/RE: Какие уроки вы извлекли из кризиса?

М.Б.: Не расслабляться, не унывать, не прекращать «месить сметану», как лягушка, которая в итоге взбила из нее масло.

Ну а если говорить о конкретных «набитых шишках», то извлеченные уроки таковы. 1) Не стоило брать на работу неэффективных сотрудников, c которыми пришлось  со временем расставаться. 2) Не стоило давать кредиты неблагонадежным компаниям.

CRN/RE: Все говорили, что кризис – это еще и возможности. Какими возможностями, возникшими в связи с кризисом, воспользовалась ваша компания?

М.Б.: Мы существенно сократили издержки за счет снижения арендных платежей.
Ослабилось давление ряда конкурентов – в некоторых регионах и по некоторым товарным группам.
    
CRN/RE: Какие из проблем, возникших в связи с кризисом, оказались наиболее сложными для вашей компании? Как вы их решали?

М.Б.: Непростыми оказались взаимоотношения с внезапно образовавшимися дебиторами, среди которых были как гранды типа «Санрайза», так и прикрывшиеся фирмами-однодневками небольшие клиенты.

Решали мы эти проблемы сначала путем переговоров и реструктуризации долгов, а если не оставалось другого пути, то в судебном порядке.

CRN/RE: Как кризис повлиял на обороты вашей компании во второй половине 2008 г.? В первой половине 2009 г.?
    
М.Б.: Суммарно за указанный период наш оборот упал в среднем на 25-30% относительно докризисного периода.

CRN/RE: От каких планов пришлось отказаться в связи с кризисом?

М.Б.: От открытия новых филиалов. Запланированный рост был сдержан необходимостью соблюдать огромную осторожность в расходовании средств. Тем не менее, с начала кризисного периода нам удалось открыть 2 филиала – в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Первый из них уже успешно работает, а второй подает надежды.

CRN/RE: Какие прогнозы вы делали в начале кризиса в отношении российского ИТ-рынка? Оправдались ли они?

М.Б.: Признаться, мысли были не очень оптимистичными, причем касались они не нашей компании, а наших партнеров и соседей по рынку. Отрадно, что многие из этих фирм все же устояли. Не говоря уже о том, что клиентская база нашей компании активно пополняется недавно открывшимися фирмами, которые выполняют текущие проекты и планируют на перспективу.

Источник: CRN/RE