4 марта 2010 г.

В настоящее время роль службы внутреннего аудита во многих компаниях меняется: теперь в ее функции входит не только оценка контрольных процедур, но и содействие руководителям компании в решении задач в области управления рисками и повышения эффективности бизнес-процессов.

Таков один из основных выводов исследования в области внутреннего аудита в России, проведенного компанией «Эрнст энд Янг» совместно с Институтом внутренних аудиторов.

Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита проведено в конце 2009 года совместными усилиями с Институтом внутренних аудиторов. В исследовании приняли участие руководители подразделений внутреннего аудита и представители высшего руководства российских компаний различных отраслей, ведущих деятельность на территории Российской Федерации.

В итоговом отчете исследования представлены мнения руководителей компаний по вопросам роли службы внутреннего аудита и его влиянии на процессы повышения  эффективности и устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе. Наряду с анализом текущего состояния и изменений, произошедших с момента проведения предыдущего исследования 2007 года, в данном обзоре затронут ряд новых вопросов, актуальных для практики внутреннего аудита в настоящее время.

«Результаты проведенного исследования еще раз доказали, что постоянно растущие ожидания заинтересованных сторон привели к значительному развитию профессии внутреннего аудитора и повышению качества работы подразделений внутреннего аудита за последние два года, ― говорит Галина Малошенко, партнер компании “Эрнст энд Янг”, руководитель отдела услуг в области бизнес-рисков. ― Все большее количество служб внутреннего аудита готовы пройти независимую проверку своей деятельности с целью подтверждения ее соответствия Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита».

«Наше исследование проводилось в нелегкий для компаний период экономического спада. И оно еще раз подтвердило заинтересованность руководства компаний в наличии эффективно работающей службы внутреннего аудита, ― говорит Алексей Сонин, директор Некоммерческого партнерства “Институт внутренних аудиторов”. ― В то же время, результаты исследования показывают, что деятельность служб внутреннего аудита в некоторых случаях перестает отвечать возрастающим ожиданиям заинтересованных сторон, и здесь необходимы меры по исправлению ситуации».

Исследование также показало следующее:
- Руководители служб внутреннего аудита в период кризиса 2009 года стали делать акцент на развитие коммуникативных навыков аудиторов: техники эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтов, применения методов анализа данных и совершенствования процедур контроля.
- Службам внутреннего аудита многих компаний необходимо повысить полезный эффект, чтобы сократить растущую неудовлетворенность заказчиков результатами деятельности по поводу небольшого количества бизнес-рисков, «закрытых» по результатам аудитов.
- Существующие технологии и инвестиции в развитие инструментов внутреннего аудита (электронных систем управления аудитом и средств ИТ для анализа данных) могли бы значительно расширить объем деятельности и масштаб отдельных проектов в данной области.
- Важной тенденцией является то, что абсолютное большинство служб внутреннего аудита  российских компаний руководствуются в своей деятельности Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

Источник: Пресс-служба компании «Эрнст энд Янг»