6 мая 2010 г.

С 10 марта по 10 апреля 2010 г. Ассоциация Компаний Сферы Информационных Технологий – АКСИТ совместно с Комитетом по товарному рынку г. Екатеринбурга при поддержке некоммерческого партнерства «ПЕРСПЕКТИВА-Е» провела исследование розничных магазинов компьютерной техники. За основу методики проведения рейтинга была взята методика предыдущих лет*. Единственное отличие от предыдущих рейтингов состояло в том, что ранее эксперты посещали только отдельно стоящие магазины. В этом году в исследовании приняли участие и магазины, расположенные в торговых центрах.

В городском конкурсе принимали участие предприятия независимо от организационно–правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие ИТ-услуги населению города.
Цель данного исследования - определить магазин, в котором максимально сочетаются три важных для покупателя составляющих: внешний вид, внутренний вид и профессионализм продавцов.

В ходе исследования шесть экспертов (работавших по принципу «Тайных покупателей») посетили 29 магазинов, работающих на территории Екатеринбурга под следующими торговыми марками: «Арсенал+» **, «Белый ветер», «Буква»** (2 магазина), ДНС (5), «Интеллект», «Маранд», «Мегалекс», «Никс», НЭТА, «Оптиком», «Ортикс», «Парад» (2), «РТ-компьютер», «Санрайз» (2), «Спейс», «Техногрупп», «Трилайн» (5), «Хард-сервис».

В ходе исследования эксперты оценивали внешний и внутренний вид, комфортность для покупателя, вежливость и профессионализм продавцов-консультантов. Оценки выставлялись по десятибалльной шкале, суммировались, а потом для каждого магазина выводился среднеарифметический балл. Чтобы достигнуть поставленных целей, в формулу подсчета для данного исследования были введены коэффициенты значимости параметров, где 50% отдали профессионализму продавцов, их умению грамотно общаться (по мнению организаторов исследования, именно этот фактор наиболее важен для покупателя, а также приносит максимальные дивиденды самим магазинам). А оставшиеся 50% начисляли за интерьер и внешний вид магазина. Также при оценке магазинов учитывалась информация из Комитета по защите прав потребителей и Комитета по товарному рынку Екатеринбурга.


Оценка внешнего вида магазина

Внешний вид магазина оценивался по десятибалльной шкале. При этом, эксперты должны были обращать внимание на следующие факторы:

• наличие витрины, стоянки, урны;
• внешняя привлекательность витрины и входной группы;
• насколько легко читаема вывеска, и понятно ли с первого взгляда, что перед вами компьютерный магазин;
• опрятность и чистота.

В результате победителем в данной категории стал магазин компании НЭТА, расположенный по адресу ул. Гагарина, 35. Результат победителя 8,80 балла. Кроме этого, в пятерку лидеров вошли магазины: «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2; 8,50 балла), «Арсенал+» (т/ц «Гринвич», ул. 8 марта- Радищева; 8,40 балла), «Санрайз» (ул. Вайнера, 21; 8,35 балла), «Парад» (ул. К.Либкнехта, 16; 8,30 балла).

Надо отметить, что список победителей с предыдущего рейтинга практически не изменился. В 2007 г. он был таким: НЭТА (Гагарина, 35; 9,00 балла), «Трилайн» (Кузнецова, 2; 8,80 балла), «Санрайз» (Вайнера, 21; 8,80 балла), «Буква» (Первомайская, 56; 8,30 балла), «Парад» (К.Либкнехта, 16; 8,20 балла).

Оценка интерьера

Оценивая внутренний вид торгового павильона, эксперты могли поставить магазину от одного до десяти баллов. На оценку прежде всего влияли эстетическая привлекательность помещения, его гармоничность, комфортность цветовой гаммы и расположения предметов для покупателя, наличие интересных дизайнерских решений. Но, кроме этого, также оценивались:

• просторность торгового зала;
• чистота торгового зала;
• наличие выставочных экспонатов товаров;
• наличие прайс-листов и описаний и характеристик выставленных товаров;
• удобство расположения выставочных экспонатов (не слишком низко, но и не слишком высоко);
• наличие стенда с необходимыми сертификатами и лицензиями на осуществление деятельности;
• наличие книги жалоб на видном месте.

В этой категории победил магазин «Трилайн», расположенный по адресу ул. Кузнецова, 2, который заработал 9,20 балла. Еще четыре призера: «Арсенал+» (т/ц «Гринвич», ул. 8 марта- Радищева; 9,05 балла), «Трилайн» (ул. Белинского, 85; 8,85 балла), НЭТА (ул. Гагарина, 35; 8,70 балла), ДНС (ул. Свердлова, 27; 8,45 балла).

В предыдущем исследовании пятерка лидеров выглядела следующим образом: «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2; 9,25 балла), НЭТА (ул. Гагарина, 35; 8,70 балла), Polaris (ул. Ленина, 99; 8,60 балла), «Санрайз» (ул. Вайнера, 21; 8,40 балла), «Парад» (ул. К.Либкнехта, 16; 8,30 балла).

Оценка качества обслуживания

Оценку качества обслуживания, как и в других категориях, эксперты проводили по десятибалльной шкале. При выставлении баллов в данной номинации учитывались следующие параметры:

• доброжелательность персонала к клиентам;
• эрудированность и профессиональная осведомленность персонала;
• тактичность в общении с клиентом;
• внимательность, четкость, точность в работе;
• подошли ли к клиенту, если да, то, как это было сделано (хорошо, если доброжелательно и ненавязчиво);
• спросили ли у клиента, для каких целей приобретается компьютер;
• рассказали ли о других конфигурациях компьютеров, которые есть в наличии и подходят для озвученных целей;
• если цели использования компьютерной техники просты, предложили ли клиенту более дешевую модель компьютера;
• предупредили ли клиента о том, что нельзя устанавливать в выбранной конфигурации компьютера;
• насколько охотно и быстро предоставили по просьбе клиента прайс-лист или какую-либо другую незакрытую информацию (паспорт, инструкции к компьютеру или иной технике).

По мнению экспертов, самое высокое качество обслуживания продемонстрировал персонал магазина НЭТА, расположенного по адресу ул. Гагарина, 35. Оценка, которую он смог заработать - 8,50 балла. Другие магазины, вошедшие в пятерку лидеров по данному критерию, показали следующие результаты. «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2; 8,40 балла), «Арсенал+», (т/ц «Гринвич», ул. 8 марта - Радищева; 8,40 балла), «Парад» (ул. К.Либкнехта, 16; 8,30 балла), «Санрайз» (ул. Декабристов, 45; 8,25 балла).

Стоит отметить, что некоторые победители прошлого рейтинга сдали свои позиции, заработав в этом году меньше баллов: НЭТА (ул. Гагарина, 35; 8,80 балла), «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2; 8,40 балла), «Санрайз» (ул. Вайнера, 21; 8,40 балла), «Парад» (ул. Куйбышева, 55; 8,35 балла), «Буква» (ул. Первомайская, 56; 8,25 балла).

Итоговая оценка по конкурсу  «Лучший компьютерный магазин Екатеринбурга 2010 г.»

Как говорилось раньше, итоговая оценка в конкурсе выставляется исходя из оценок, полученных номинантами в каждой категории. В результате победителями рейтинга в этом году стали магазины, работающие под торговыми марками:

1 место: «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2) результат - 8,66 балла
2 место: НЭТА (ул. Гагарина, 35) результат - 8,62 балла
3 место: «Арсенал+» (т/ц «Гринвич», ул 8 марта - Радищева) результат - 8,60 балла
4 место: «Трилайн» (ул. Белинского, 85) результат - 8,39 балла
5 место: «Парад» (ул. К.Либкнехта, 16) результат - 8,24 балла

Напомним, что в предыдущем рейтинге, организаторы распределили призовые места следующим образом:

1 место: НЭТА (ул. Гагарина, 35) результат - 8,81 балла и «Трилайн» (ул. Кузнецова, 2) результат - 8,74 балла.
2 место: «Санрайз» (ул. Вайнера, 21) результат - 8,48 балла и «Парад» (ул. Куйбышева, 55) результат - 8,31 балла
3 место: Polaris (ул. Ленина, 99) результат - 8,28 балла и «Буква» (ул. Первомайская, 56) результат - 8,26 балла.

Источник: CRN/RE по материалам АКСИТ